Комментарий эксперта ФЦГП прот. Павла Великанова
Исследования, которые провели доктора социологических наук Санкт-Петербургского государственного университета А. В. Мальцева и Н. Е. Шилкина, выглядят очень тревожным знаком: процесс социальной деградации по сей день не остановился. Наши студенты в университетах отражают состояние российского общества в целом.
Очень интересны показатели, на которые вышли исследователи в ходе своей работы. И в первую очередь обращает на себя внимание показатель волнообразного, цикличного присутствия таких понятий, как «отец», «члены расширенной семьи», и их стремительное вымывание из лексикона наших современников. Можно сказать, что «проблема безотцовщины» отражена в этом исследовании очень выпукло.
Мне кажется, что подобные исследования должны побуждать общественность к ещё более глубокому выяснению причин изменения отношений между мужчинами и женщинами, между членами семей, в целом изменения формата отношений и появления семей нового формата. Без понимания, почему такие процессы происходят, мы не сможем понять, к чему в итоге наше общество придёт.
Анна Мальцева, Наталья Шилкина
Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы
Название: Исследование по истории изменения мировоззрения российского студенчества от позднецарского времени (конца XIX века) до наших дней
Авторы: Анна Васильевна Мальцева, доктор социологических наук, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); Наталья Егоровна Шилкина, доктор социологических наук СПбГУ.
Доктора социологических наук СПбГУ А.В. Мальцева и Н.Е. Шилкина провели интересное исследование по истории изменения мировоззрения российского студенчества от позднецарского времени (конца XIX века) до наших дней. Источников этого исследования послужил большой корпус текстов, описывающих студенчество на такой длинной дистанции (Мир России. 2003. № 4).
Выводы исследования: «Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исторических периодов:
· дореволюционного, в котором социальный статус студента и университетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия;
· советского студенчества, где университет — это среда творчества, товарищества и личностного развития;
· позднесоветского студенчества, где университет — это научное интерактивное сообщество;
· а также постсоветского студенчества, где университет — среда, формирующая социальные связи».
В общем, сейчас идут учиться в вуз не столько ради знаний, сколько для вплетения себя в «нужные связи», говорят авторы.
Однако существуют и другие интересные наблюдения: «Мы можем видеть, как во времени меняется семья студента.
· В произведениях XIX в. — это расширенная семья, фигура которой содержит до 14 слов, называющих родственные персонажи.
· В период между революциями 1905 и 1917 годов литература фиксирует резкое изменение фигуры семьи, сужение её до двух персонажей — «отец», «мать»: видимо, расширенная семья в условиях социальных потрясений становится слишком обременительной.
· В послереволюционной семье остаётся один персонаж — «жена»: предположительно, родители в новом обществе полностью теряют свою значимость для студента.
· Далее довоенная и послевоенная семьи расширяются, но в них отсутствует персонаж «отец»; он появляется только в нуклеарной семье 1980-х — «папа», «мама», «сын».
· В позднесоветской литературе снова исчезают персонажи «отец», «мать», «муж», «жена», а фигуру семьи представляет обобщенно-отчуждённое «родители», «супруги».
· Ещё более выразительные изменения в семье отражены в постсоветских произведениях: фигура семьи в теме не выделена вообще, если не считать персонажа «жених»; персонаж «муж» приобретает множественное число — «мужья»; появляется персонаж «отчим»; из состава взрослых — членов семьи снова исчезает персонаж «отец», а также другие мужские персоны, и остаются «мама», «бабка», «тётка».
Мальцева А.В., Шилкина Н.Е. (2023) Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы // Мир России. Т. 32. № 4. С. 160–177.
Цит. по: Толкователь. Блог // Telegram. 2023. 28 сентября.
Исследования, которые провели доктора социологических наук Санкт-Петербургского государственного университета А. В. Мальцева и Н. Е. Шилкина, выглядят очень тревожным знаком: процесс социальной деградации по сей день не остановился. Наши студенты в университетах отражают состояние российского общества в целом.
Очень интересны показатели, на которые вышли исследователи в ходе своей работы. И в первую очередь обращает на себя внимание показатель волнообразного, цикличного присутствия таких понятий, как «отец», «члены расширенной семьи», и их стремительное вымывание из лексикона наших современников. Можно сказать, что «проблема безотцовщины» отражена в этом исследовании очень выпукло.
Мне кажется, что подобные исследования должны побуждать общественность к ещё более глубокому выяснению причин изменения отношений между мужчинами и женщинами, между членами семей, в целом изменения формата отношений и появления семей нового формата. Без понимания, почему такие процессы происходят, мы не сможем понять, к чему в итоге наше общество придёт.
Анна Мальцева, Наталья Шилкина
Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы
Название: Исследование по истории изменения мировоззрения российского студенчества от позднецарского времени (конца XIX века) до наших дней
Авторы: Анна Васильевна Мальцева, доктор социологических наук, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ); Наталья Егоровна Шилкина, доктор социологических наук СПбГУ.
Доктора социологических наук СПбГУ А.В. Мальцева и Н.Е. Шилкина провели интересное исследование по истории изменения мировоззрения российского студенчества от позднецарского времени (конца XIX века) до наших дней. Источников этого исследования послужил большой корпус текстов, описывающих студенчество на такой длинной дистанции (Мир России. 2003. № 4).
Выводы исследования: «Определены интерсубъективные черты картины мира студенчества разных исторических периодов:
· дореволюционного, в котором социальный статус студента и университетские интеракции являлись гарантией будущего благополучия;
· советского студенчества, где университет — это среда творчества, товарищества и личностного развития;
· позднесоветского студенчества, где университет — это научное интерактивное сообщество;
· а также постсоветского студенчества, где университет — среда, формирующая социальные связи».
В общем, сейчас идут учиться в вуз не столько ради знаний, сколько для вплетения себя в «нужные связи», говорят авторы.
Однако существуют и другие интересные наблюдения: «Мы можем видеть, как во времени меняется семья студента.
· В произведениях XIX в. — это расширенная семья, фигура которой содержит до 14 слов, называющих родственные персонажи.
· В период между революциями 1905 и 1917 годов литература фиксирует резкое изменение фигуры семьи, сужение её до двух персонажей — «отец», «мать»: видимо, расширенная семья в условиях социальных потрясений становится слишком обременительной.
· В послереволюционной семье остаётся один персонаж — «жена»: предположительно, родители в новом обществе полностью теряют свою значимость для студента.
· Далее довоенная и послевоенная семьи расширяются, но в них отсутствует персонаж «отец»; он появляется только в нуклеарной семье 1980-х — «папа», «мама», «сын».
· В позднесоветской литературе снова исчезают персонажи «отец», «мать», «муж», «жена», а фигуру семьи представляет обобщенно-отчуждённое «родители», «супруги».
· Ещё более выразительные изменения в семье отражены в постсоветских произведениях: фигура семьи в теме не выделена вообще, если не считать персонажа «жених»; персонаж «муж» приобретает множественное число — «мужья»; появляется персонаж «отчим»; из состава взрослых — членов семьи снова исчезает персонаж «отец», а также другие мужские персоны, и остаются «мама», «бабка», «тётка».
Мальцева А.В., Шилкина Н.Е. (2023) Как выглядит и меняется картина мира российских студентов? Тематическое моделирование текстов художественной литературы // Мир России. Т. 32. № 4. С. 160–177.
Цит. по: Толкователь. Блог // Telegram. 2023. 28 сентября.