Cегодня базовый элемент любой национальной политики — это прежде всего народы, этносы, и нация как категория политическая, гражданская, в отличие от этноса, который по своей природе в большей степени социокультурная реальность. Бинарные идентичности — политическая и этническая — формируются в рамках государственной национальной политики, но всё же важно помнить о принципиальных различиях этнической идентичности, которая определяется языком, культурой, традициями, обычаями, образом жизни конкретного народа. В связи с этим возникают и проблемы национализма и национализмов — этнического, или культурного, который является идеологией социальной практики превосходства одних этносов над другими и всегда рассматривается со знаком минус (крайние проявления такого национализма — это геноцид), и политического, или гражданского, национализма — это всегда национализм со знаком плюс, потому что является идеологией и политической практикой построения гражданской нации. В связи с этим мы получаем две политики: в первом случае — этнополитику, политику этнокультурного многообразия, развития, сохранения языков, традиций, обычаев, вообще этнического пространства в связи с этим, во втором случае — политику нациестроительства как проект, направленный на формирование и развитие гражданской нации.
В этой совокупности двух самостоятельных социальных сущностей, которые во многом соприкасаются, сочленяются, пересекаются — мира этнического и мира национального, гражданского, — мы и получаем национальную политику.
Мы предлагаем выделять четыре позиции — национальная политика в сочетании с этнополитикой плюс нациестроительство. Государственная национальная политика может быть жёсткой или мягкой (либеральной или авторитарной), патерналистской или субсидиарной, моноэтничной или полиэтничной, человекоцентричной или группоцентричной.
Государственная национальная политика советского периода была:
Конечно, жёсткие формулировки в этой модели относительны, потому что в каких-то исторических периодах, особенно в условиях серьёзных политических трансформаций, мы можем видеть переходные модели. Мы наблюдаем такой транзит и сегодня. Государственная национальная политика Российской Федерации — это, скорее всего:
В заключение я хотел бы обратить внимание на своё видение результатов национальной политики. Национальная политика — это очень значимое направление внутренней политики Российской Федерации, которое обеспечивает не только национальную безопасность государства, но и развитие народов России и самой российской нации. Процветание российской нации и народов России — это базовый результат национальной политики, который, на мой взгляд, должен видеться в укреплении общероссийской гражданской идентичности, этнокультурном развитии народов России на основе общероссийских традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранении гражданского мира, межэтнического и межрелигиозного согласия. Процветание российской нации в технологическом отношении, во внутренней политике, по другим направлениям, конечно, должно быть направлено на достижение национальных целей развития.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 7. Такие разные #МЫ. М.: ФЦГП, 2024. С. 18–19.
В этой совокупности двух самостоятельных социальных сущностей, которые во многом соприкасаются, сочленяются, пересекаются — мира этнического и мира национального, гражданского, — мы и получаем национальную политику.
Мы предлагаем выделять четыре позиции — национальная политика в сочетании с этнополитикой плюс нациестроительство. Государственная национальная политика может быть жёсткой или мягкой (либеральной или авторитарной), патерналистской или субсидиарной, моноэтничной или полиэтничной, человекоцентричной или группоцентричной.
Государственная национальная политика советского периода была:
- авторитарная,
- патерналистская,
- полиэтничная,
- группоцентричная.
Конечно, жёсткие формулировки в этой модели относительны, потому что в каких-то исторических периодах, особенно в условиях серьёзных политических трансформаций, мы можем видеть переходные модели. Мы наблюдаем такой транзит и сегодня. Государственная национальная политика Российской Федерации — это, скорее всего:
- либеральная,
- патерналистская, начало которой в значительной степени смещается в сторону субсидиарной (и тогда институты гражданского общества и сами этнические общности в большой степени являются субъектами государственной национальной политики, не только объектами),
- модель культурного многообразия,
- некоторый тренд группоцентричной национальной политики, при которой во главу угла ставится человек.
В заключение я хотел бы обратить внимание на своё видение результатов национальной политики. Национальная политика — это очень значимое направление внутренней политики Российской Федерации, которое обеспечивает не только национальную безопасность государства, но и развитие народов России и самой российской нации. Процветание российской нации и народов России — это базовый результат национальной политики, который, на мой взгляд, должен видеться в укреплении общероссийской гражданской идентичности, этнокультурном развитии народов России на основе общероссийских традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранении гражданского мира, межэтнического и межрелигиозного согласия. Процветание российской нации в технологическом отношении, во внутренней политике, по другим направлениям, конечно, должно быть направлено на достижение национальных целей развития.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 7. Такие разные #МЫ. М.: ФЦГП, 2024. С. 18–19.