B первые же моменты существования суверенной России после распада Советского Союза, вопросы нациестроительства, путей обеспечения общегосударственного единства заняли важнейшее место в общественных дискуссиях и различных сферах деятельности государства. В СССР, хотя и в неклассической форме, существовал концепт, идеологически обосновывавший общегосударственное единство («советский народ как новая историческая общность»), однако он ушёл в прошлое вместе с Советским Союзом. Возник идеологический вакуум, который было необходимо чем-то заполнить. Во многом в связи с этим в Конституции 1993 года появляется понятие «многонациональный народ Российской Федерации», или «многонациональный российский народ». Это понятие стало отправной точкой для дальнейшей эволюции понимания природы российской нации, общероссийского гражданского единства, на анализе которой хотелось бы остановиться.
Сразу после появления указанной выше конституционной формулировки было замечено, что она страдает некоторыми несостыковками. «Национальный» в нашем словоупотреблении — это производная от понятия «национальность», то есть этничность, а в общемировом словоупотреблении «национальный» — это производная от понятия «нация», то есть «общегосударственная гражданская общность», охватывающая всех граждан государства независимо от их этнического происхождения. Правильнее было бы говорить не «многонациональный народ», а «многонародная нация», но по-русски это звучит неловко.
Сложившаяся практика использования термина «многонациональный народ» диктовала свои требования. Но в целом было ясно, что многонациональный народ Российской Федерации — это и есть общероссийская нация, поскольку именно многонациональный народ, согласно
Конституции, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
Следует отметить, что в целом в Конституции содержится достаточно много понятий и терминов, подчёркивающих важность гражданской общности как основы общероссийского единства — гражданский мир и согласие, ответственность граждан за свою родину, равенство прав и свобод человека независимо от этнической принадлежности. Конституционные формулировки, как отмечалось выше, стали основой для содержательного наполнения представлений об общероссийском единстве, опирающихся на понимание важности гражданской идентичности для поддержания этого единства. В 1990-е и особенно в 2000-е годы термин «нация» как определение общероссийской гражданской общности использовалось в выступлениях первых лиц государства очень часто.
Говоря об идеологическом наполнении понятия «российская нация», необходимо отметить следующее.
Само гражданское единство может пониматься по-разному. Оно, безусловно, может трактоваться как явление в первую очередь (или даже исключительно) политико-правовое, очищенное от этнических, духовно-идеологических, а в конечном счёте и ценностных измерений. Так, концепция «конституционного патриотизма» Юргена Хабермаса предполагает, что единство политического сообщества обеспечивается через преданность граждан зафиксированным в конституции правовым нормам без всякого участия в этом процессе каких-либо этнокультурных компонентов. Этничность должна быть отделена от государства так, как государство в своё время было отделено от Церкви. В России 1990-х и особенно 2000-х годов, как представляется, подобная трактовка никогда не рассматривалась как основа политики нациестроительства, а с середины 2000-х годов отчётливо появляется стремление подчеркнуть важность этнокультурных начал в рамках этой политики.
Процитирую в связи с этим послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2007 года:
Основами развития общества в послании были названы «общая система нравственных ориентиров», «уважение к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к памяти своих предков». В послании и других выступлениях первых лиц государства подчёркивалось, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Здесь явно звучали указания на важность ценностных, в частности, этнокультурных основ для поддержания общероссийского единства.
В 2013 году, выступая на заседании Совета по культуре и искусству, Президент Российской Федерации подчеркнул:
В послании Федеральному собранию 2019 года ставилась задача «сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности, на многовековых традициях».
Важнейшей вехой в эволюции представлений о содержании общероссийского единства стала статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованная им в рамках предвыборной президентской кампании 2012 года. Подчеркнув неизменность курса на укрепление гражданской идентичности, кандидат на пост президента отметил: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим». Вместе с тем в статье прозвучал и ряд новых моментов. Так, в ней подчеркивалось, что Россия — это не просто гражданское, политико-правовое сообщество, а «полиэтническая цивилизация», то есть общность, в жизни которой большую роль играют этнокультурные измерения. Российская цивилизация скреплена русским культурным ядром. «Русский народ, русская культура — это стержень, скрепляющий ткань уникальной российской цивилизации», — отметил Владимир Путин.
В статье прозвучало и указание на то, что «русский народ является государствообразующим». Эти и другие положения после избрания Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации в 2012 году получили дальнейшее развитие в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и других документах стратегического планирования. В этой связи необходимо упомянуть Концепцию внешней политики Российской Федерации 2023 года. Согласно Концепции, Россия — это «самобытное государство-цивилизация, обширная евразийская и евро-тихоокеанская держава, сплотившая русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».
В целом, в последние годы можно говорить о явном расширении использования в официальных документах цивилизационной терминологии, с отсылкой к конкретным теориям цивилизационного развития. Неслучайно, как представляется, в Концепции внешней политики Россия определяется не просто как самобытное государство-цивилизация, но и как «обширная евразийская держава». На мой взгляд, подобную формулировку следует понимать как явную отсылку к воззрениям евразийцев (представлениям о единении в рамках России европейских и азиатских начал, близости России к азиатскому миру).
В заключение необходимо отметить, что к настоящему времени понимание содержания, природы, характера общероссийской гражданской идентичности претерпело значительную эволюцию. К настоящему времени это понимание включает в себя признание важной роли этнокультурного фактора в поддержании общероссийского единства — роли, отражающей историко-культурную специфику России.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 7. Такие разные #МЫ. М.: ФЦГП, 2024. С. 20–23.
Сразу после появления указанной выше конституционной формулировки было замечено, что она страдает некоторыми несостыковками. «Национальный» в нашем словоупотреблении — это производная от понятия «национальность», то есть этничность, а в общемировом словоупотреблении «национальный» — это производная от понятия «нация», то есть «общегосударственная гражданская общность», охватывающая всех граждан государства независимо от их этнического происхождения. Правильнее было бы говорить не «многонациональный народ», а «многонародная нация», но по-русски это звучит неловко.
Сложившаяся практика использования термина «многонациональный народ» диктовала свои требования. Но в целом было ясно, что многонациональный народ Российской Федерации — это и есть общероссийская нация, поскольку именно многонациональный народ, согласно
Конституции, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
Следует отметить, что в целом в Конституции содержится достаточно много понятий и терминов, подчёркивающих важность гражданской общности как основы общероссийского единства — гражданский мир и согласие, ответственность граждан за свою родину, равенство прав и свобод человека независимо от этнической принадлежности. Конституционные формулировки, как отмечалось выше, стали основой для содержательного наполнения представлений об общероссийском единстве, опирающихся на понимание важности гражданской идентичности для поддержания этого единства. В 1990-е и особенно в 2000-е годы термин «нация» как определение общероссийской гражданской общности использовалось в выступлениях первых лиц государства очень часто.
Говоря об идеологическом наполнении понятия «российская нация», необходимо отметить следующее.
Само гражданское единство может пониматься по-разному. Оно, безусловно, может трактоваться как явление в первую очередь (или даже исключительно) политико-правовое, очищенное от этнических, духовно-идеологических, а в конечном счёте и ценностных измерений. Так, концепция «конституционного патриотизма» Юргена Хабермаса предполагает, что единство политического сообщества обеспечивается через преданность граждан зафиксированным в конституции правовым нормам без всякого участия в этом процессе каких-либо этнокультурных компонентов. Этничность должна быть отделена от государства так, как государство в своё время было отделено от Церкви. В России 1990-х и особенно 2000-х годов, как представляется, подобная трактовка никогда не рассматривалась как основа политики нациестроительства, а с середины 2000-х годов отчётливо появляется стремление подчеркнуть важность этнокультурных начал в рамках этой политики.
Процитирую в связи с этим послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2007 года:
Основами развития общества в послании были названы «общая система нравственных ориентиров», «уважение к родному языку, к самобытной культуре и ценностям, к памяти своих предков». В послании и других выступлениях первых лиц государства подчёркивалось, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Здесь явно звучали указания на важность ценностных, в частности, этнокультурных основ для поддержания общероссийского единства.
В 2013 году, выступая на заседании Совета по культуре и искусству, Президент Российской Федерации подчеркнул:
В послании Федеральному собранию 2019 года ставилась задача «сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности, на многовековых традициях».
Важнейшей вехой в эволюции представлений о содержании общероссийского единства стала статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованная им в рамках предвыборной президентской кампании 2012 года. Подчеркнув неизменность курса на укрепление гражданской идентичности, кандидат на пост президента отметил: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим». Вместе с тем в статье прозвучал и ряд новых моментов. Так, в ней подчеркивалось, что Россия — это не просто гражданское, политико-правовое сообщество, а «полиэтническая цивилизация», то есть общность, в жизни которой большую роль играют этнокультурные измерения. Российская цивилизация скреплена русским культурным ядром. «Русский народ, русская культура — это стержень, скрепляющий ткань уникальной российской цивилизации», — отметил Владимир Путин.
В статье прозвучало и указание на то, что «русский народ является государствообразующим». Эти и другие положения после избрания Владимира Путина на пост Президента Российской Федерации в 2012 году получили дальнейшее развитие в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и других документах стратегического планирования. В этой связи необходимо упомянуть Концепцию внешней политики Российской Федерации 2023 года. Согласно Концепции, Россия — это «самобытное государство-цивилизация, обширная евразийская и евро-тихоокеанская держава, сплотившая русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».
В целом, в последние годы можно говорить о явном расширении использования в официальных документах цивилизационной терминологии, с отсылкой к конкретным теориям цивилизационного развития. Неслучайно, как представляется, в Концепции внешней политики Россия определяется не просто как самобытное государство-цивилизация, но и как «обширная евразийская держава». На мой взгляд, подобную формулировку следует понимать как явную отсылку к воззрениям евразийцев (представлениям о единении в рамках России европейских и азиатских начал, близости России к азиатскому миру).
В заключение необходимо отметить, что к настоящему времени понимание содержания, природы, характера общероссийской гражданской идентичности претерпело значительную эволюцию. К настоящему времени это понимание включает в себя признание важной роли этнокультурного фактора в поддержании общероссийского единства — роли, отражающей историко-культурную специфику России.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 7. Такие разные #МЫ. М.: ФЦГП, 2024. С. 20–23.