Пишем

Ценности и антиценности

Ценность
Мера, посредством которой мы оцениваем нечто. Ценность говорит о значимости чего-либо для человека. Следствием оценки является признание статуса или его отрицание. Ценности указывают на то, что должно быть. Другими словами, ценности — то, к чему человек стремится и перед чем он преклоняется.
Ценностный поиск человека онтологически задан и не может им игнорироваться, но может вытесняться. Его основа — утрата прямой связи с подлинным бытием при сохранении родовой памяти об утраченном. «Потерянный рай» зудит в самой глубине личности и требует разрешения.
От высшей ценности (Бога) и от высшего блага (воссоединения с Ним в акте спасения) отстраивается вниз вся иерархия служебных ценностей. Истина, Добро, Красота, Справедливость и Любовь — это объективно существующие черты божественной реальности, вызывающие к жизни эмпирические конкретизации: любовь к Богу и любовь к ближнему, смирение, честность, справедливость, веру, надежду и т.д.
ВЕРА как ценность — внутреннее убеждение в незыблемости и значимости конкретных идеалов без достаточных рациональных обоснований, совмещённое с активной деятельностью по осуществлению стремления к этим идеалам.
Антиценность
Антипод, зеркальное отражение ценности, указывает на то, чего не должно быть. Антиценность «подсвечивает» ценность, позволяя лучше её понимать и ощущать. Она выполняет ту же задачу, что и ценность, но от противного. Например, ценности Блага (добра) противостоит антиценность зла. Если к ценности человек устремляется, от антиценности он отталкивается.
Пример: нигилизм как антиценность — обнуление смысловой значимости (ценности) чего бы то ни было, тотальное отчаяние. Нигилист проваливается в яму между объективным положением дел в бытии и человеческими ожиданиями (желаниями) того, как, по его мнению, должно быть. Только ВЕРА позволяет «пройти по воздуху» над этой объективно существующей ямой (разрывом).
Антиценность существует только постольку, поскольку существует ценность: если исчезает предмет, пропадает и его тень. Она вторична и не обладает такой категорией, как существование: антиценность — лишь диалектическая пара для ценности, обладающей онтологическим свойством быть.
Симулякр
Симулякр (фр. simulacre от лат. simulacrum — подобие, копия) — копия (отпечаток), изображающая что-то, либо вовсе не имевшее оригинала в реальности, либо со временем его утратившее.
«Симулякр — это псевдовещь, замещающая “агонизирующую реальность” постреальностью посредством симуляции» (Н. Маньковская).
Симулякром можно назвать деятельность ИИ в GPT, а также любую созданную ими картинку.
Симулякр проходит путь в четыре ступени.
· Достоверная копия.
· Недостоверная копия, которая «маскирует и искажает фундаментальную реальность».
· Подлог реальности: образ маскирует отсутствие фундаментальной реальности, здесь знак притворяется достоверной копией, тогда как это копия уже без оригинала.
· Фаза чистой симуляции, где симулякр не имеет никакого отношения к какой-либо реальности, «являясь собственным симулякром в чистом виде». Знак, не скрывающий, что оригинала нет.
«Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет» (Жан Бодрийяр).
Пример: симулякр веры — амулет, в который не верят, но «пусть лучше будет на всякий случай…» — без возможности дальнейшего определения, «…а то что?» Невозможность конкретизации, опредмечивания веры в амулет и является симуляцией веры через исключение её возможности.
Профанация
Профанация— profanus, буквально «до (снаружи) храма», pro означает «снаружи» и fanum — «храм, святилище». Буквально — «осквернение святого», опошление священного, перевод сакрального в бытовое. Аароновы сыновья Авиуд и Надаб совершили акт профанации — нарушили повеление Всевышнего относительно возжжения фимиама и использовали обычный огонь, а не огонь, взятый с жертвенника. В результате они были немедленно поражены «огнём, снисшедшим от Господа» (Исх. 28:1).
Профанация — это предельное упрощение, редукция сложного к простому, сакрального — к низкому, обыденному. Вместе с тем человек в повседневной жизни не может обойтись без элементов профанации: обучение детей, те же рассказы о младенцах, найденных в капусте или принесённых аистом, — типичные примеры общепринятой профанации как ступени в приобретении ЗНАНИЯ.
Пример: профанация веры как ценности до ритуала — вера в том, чтобы носить крестик.
Ценности и антиценности // Инструментариум. Вып. 2. Сила слов. М.: ФЦГП, 2023. С. 54–56.

Илл.: М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890.