Пишем

Что такое «сбыться» и при чём тут #состоятельность?..

Главная цель человека — обрести себя.

Это удается единицам.

Все остальные слишком ленивы или трусливы,

чтобы идти по этой тропке над бездной.

Зато тот, кто прошёл по ней, —

получает в награду настоящую жизнь,

а не серое существование.

Эрих Мария Ремарк



B отечественной мировоззренческой модели «Четыре грани человечности» одна из трёх ценностей горизонтальной оси «Я — Мы» определена как #состоятельность — наряду с #мастерством и #мудростью.

Сразу следует уточнить, что в модели, разработанной экспертами Федерального центра гуманитарных практик, использовано понятие #состоятельность в предельно широком смысле, отличающемся от общераспространённого: состоятельность как ценность гораздо глубже и сложнее, чем состоятельность как «финансовая обеспеченность с излишком».

Само слово «состоятельность» связано с однокоренными словами: существительное «состояние» и глаго лы «состоять», «состояться». Конечно, все эти слова взаимосвязаны: «состояться» — значит войти в определённое «состояние» — которое, отметим, совсем необязательно должно быть измеряемо в финансовых параметрах.

В «Цитадели» Антуан де Сент-Экзюпери, размышляя о том, что же такое человек, пишет: «Сильнее всего воздействует не то слово, что обращено к твоей обжитой светлице, — а то, что вспышкой света озарит ещё не ведомое, выхватив его из немотствующей тьмы. …Нащупай в настоящем животворное семя, что пребудет и завтра. Обозначь его. Благодаря ему люди почувствуют себя значимыми, их труды осмыслятся. В настоящем тебе не нужно от них ничего сверх того, что они делают и так. Не нужно ни большего мужества, ни меньшего; ни больше жертвенности, ни меньше. Не нужно учить их и не нужно клеймить то, что сейчас им присуще. Не нужно ничего в них менять. Нужно только выразить их как можно лучше. Выразив человека, ты сделался ему хозяином. Ибо направил того, кто искал для себя пути, искал решения и не мог найти. Дух торит дороги. Не будь им судьёй, будь божеством, что направляет.

Отыщи каждому место и помоги сбыться. Всё остальное сложится само собой. Так ты заложишь жизненную основу. А она будет питаться, расти и понемногу изменит весь мир».

Экзюпери видит главную задачу, даже более того, миссию, каждого по отношению к другому человеку — «помочь сбыться» — то есть «состояться». Для него только через раскрытие глубоко потаённого «семени», причём семени, имеющего духовную основу, — человек «сбывается», раскрывается, также, как в цветке тюльпана раскрывается луковица: ведь в самой сердцевине этой ничем не выдающейся луковицы уже спрятан зародыш бутона.

#Состоятельность как ценность и есть прежде всего «исполненность» реализованного внутреннего глубин ного потенциала человека: только о таком можно сказать, что он — «сбылся», «состоялся». Одна из роковых подмен современного языка — редукция «состоятельности» до «богатства»: но сколько история знает ярчайших «состоявшихся» людей, далёких даже от какой бы то ни было минимальной «финансовой состоятельности»!

Вся жизнь человека — это ни что иное, как процесс рождения самого себя, произведения своей потаённой сущности вовне. «Смерть принимает нас в люди», — пишет автор романа «Земля» Михаил Елизаров — и с ним можно согласиться. Разве мы не рождаемся окончательно именно к моменту смерти — хотя, возможно, самая трагическая участь — умереть, так и не успев родиться…

Чтобы понятнее описать аспекты #состоятельности как ценности, хотелось бы продолжить метафору тюльпана. Прежде всего, состоятельность — это процесс раскрытия человека изнутри. Но луковица может достаточно долго находиться в состоянии глубокого сна — и однажды может просто сгнить, так и не успев реализовать себя в цветок. Снова обратимся к «Цитадели»: «Слишком много людей, которым никто не помог пробудиться, и они проходят жизнь как во сне, не осоз навая ни самого существования, ни его красоты. Все мы, в той или иной степени, несём ответственность за это. Мы должны помогать друг другу пробудиться к жизни, к осознанию её смысла и величия, вдохновлять на поиск чего-то большего, чем просто повседневные заботы».

Но «пробуждение» — процесс диалогический, двунаправленный: луковица, которая вдруг «захочет» пробудится в сухой коробке на чердаке, станет самоубийцей! Значит, состоятельность как процесс требует наличия определённых условий для того, чтобы «сбыться» — и, как правило, эти условия сам себе «сбывающийся» может и не суметь обеспечить — не в этом ли главная миссия общества по отношению к индивиду?

И, с другой стороны, не является ли подлым по отношению к человеку сознательное «откладывание на потом», оттягивание за горизонт самой возможности «сбыться» — через подмену собственного труда личности по самораскрытию внешними подменами, блокирующими «сбывание», но успешно создающими видимость его?

Вернёмся к луковице. Как запускается процесс «сбывания» в обычном порядке? Пригрело солнце, повысилась температура, насытилась влагой почва, сработали биологические часы — и луковица уже не может не начать «сбываться». Силы, которые пробудились в ней, — несоизмеримо больше любых внешних препятствий и сложностей. В ней самой достаточно энергии, чтобы «сбыться в цветок»; именно на этом основана «весенняя выгонка» луковичных — когда тюльпаны, нарциссы, гиацинты радуют нас своей красотой на зимнем подоконнике вопреки совершенно недостаточным условиям содержания. Пробуждающийся росток пробьёт любую твёрдую корку земли, выдержит температурные качели, засуху и избыток влаги — потому что он вошёл в, с позволения сказать, «экзистенциальный кризис», из которого есть только два выхода: или жизнь в «сбывании», или смерть. Третьего не дано: пробудившуюся луковицу невозможно «остановить», «замедлить», «притормозить» или «вернуть в предыдущее состояние». Всё это для неё означает только одно: верная смерть. Возможно, долгая, мучительная, бессмысленная. Но всё равно — смерть.

«Пограничники». Так на профессиональном жаргоне именуют психиатры пациентов с неярко выраженными расстройствами психики. «Пограничник» — тот, кто подошёл к определённой «границе» своего существования — и дальше непонятно: то ли он справится с ней, удержится, сможет не обрушиться через эту всегда очень тонкую, почти неуловимую, грань — то ли не только остановится за шаг до неё, но и оттолкнувшись, отскочив — обретёт качественно новое измерение своего жизненного опыта.

Сергей Хоружий, один из ярчайших представителей синтеза философии и богословия XX века, тщательно изучал феномен «границы» как таковой именно в приложении к решению актуальных вопросов антропологии. А главный вопрос антропологии сегодня предельно прост: «что есть человек — и есть ли у него границы?» Или, быть может, границы человека как такового настолько неопределённы и расширяемы, что любые трансгуманистические завиральные фантазии завтра могут оказаться будничной реальностью?

В поисках ответа академик Хоружий вывел очень важный тезис: только об границы своего существования человек начинает «опознавать» себя самого. Расширяя афоризм Юрия Лотмана, что «культура начинается с запретов», можно было бы сформулировать так: «Нет границ — нет и человека». Не только «культурного», но и вообще — никакого. Ведь даже у зверя — самого жестокого, хищного, бесчувственного — всё равно есть чёткие границы, определённые его естеством. Хищник жесток, пока голоден. Когда потребность удовлетворена — даже лёгкая добыча ему уже не интересна.

И только в человеке есть определённая «неудержимость» — не духовная ли она по своему истоку? — перед которой никакие физические, физиологические или иные границы не выдерживают и легко, словно смерчем, сметаются.

Для «сбывания» важны не только условия, но и определённые пределы, границы, из которых самой важной является экзистенциальная проблема смерти, предельно обостряющаяся в момент приложения к личности самого человека. От проблемы смерти можно бегать бесконечно долго — но тем быстрее она окажется лицом к лицу. В процессе «сбытия» смерть выступает как самый важный предел, формирующий состоятельность прежде всего как духовную зрелость. «Сбывающийся» всегда «сбывается» об смерть: в этом лежит разница между популярными концепциями «самореализации», «прокачивания способностей» и других околонаучных подходов к развитию личности и настоящей «состоятельностью». Неизбежность смерти становится острым лезвием, иссекающим всё наносное, несущественное, избыточное — убирая всё лишнее, оставляя только то, что способно войти в вечность.

Смысл «состоятельности» как духовной зрелости — в беспрепятственном разворачивании жизни изнутри или, если использовать христианские категории, в раскрытии заложенного образа Божия в человеке. Отметим, что это раскрытие никогда не бывает «автоматическим»: более того, ему постоянно противостоит иной, очень мощный, внутренний импульс — созидание своего личностного бытия по «своему образу и подобию», зачастую надуманному, малопригодному к жизни, обусловленного психологическими комплексами и травмами. В борьбе между Божественным замыслом и «придумкой» о себе самом и протекает жизнь личности.

Целостную, очень плотную по смыслу программу раскрытия, «сбытия» личности оставил священник Павел Флоренский в духовном завещании своим детям1. Это завещание следует привести целиком.

1.Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны.

2.Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «[кое-как]» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.

3.Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить [небрежно]. Мысль — Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.

4.Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

5.[Праздник] есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни. Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих! Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение.

6.Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко. Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность… Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице.

7.Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою.

8.Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.

Для свящ. Павла Флоренского зрелости, «сбытости», духовной состоятельности противостоит навык отношения ко всему «кое-как», «размазанность», несфокусированность жизни, её поверхностность и неоформленность. Очевидно, что он показывает, как работают те самые «границы», о которых писал академик С.С. Хоружий: ведь и ритм, и сфокусированность, и предельная ответственность, и память о смерти, и постоянное усилие к труду, и усердие к творению добра — всё это отлично работающие инструменты, позволяющие в итоге «выделать» человека в зрелую, взрослую, подлинно состоявшуюся личность.

Примечание
1. Флоренский П., свящ. Все думы — о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933–1937 годов. Электронная версия.
Метод доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/vse-dumy-o-vas/.

Опубликовано: Инструментариум. Вып. 8. Такие разные # Я: личность, индивидуальность, точка сборки. М.: ФЦГП, 2024. С. 40–46.