Пишем

Где искать источники эффективности и новые формы воспитания?

Доклад на конференции «Актуальные вопросы воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования» в РГГУ 1 августа 2024 года.

Уважаемые коллеги!

Сегодня каждый, кто берётся говорить о ценностях, произвольно причисляет к ценностям всё то, что он считает хорошим, правильным. Поэтому число включаемых в различные списки и своды ценностей велико, а связи между ними произвольны. Утрачены системность и понимание их взаимообусловленности.

Традиционно контейнером, содержащим и воспроизводящим ценности, был жизненный уклад — система ритуалов, праздников, привычек, социальных ролей и обязанностей. В нашей стране разрушение уклада происходило на протяжение всего ХХ века, волна за волной: революция, коммунистические утопии 1920-х, коллективизация, война, «период застоя». В 1990-е годы, поддавшись свойственному русскому сознанию соблазну «всечеловечества», мы, как под гипнозом, двинулись по чужой стезе, и прошли по ней полпути к бездне. Слава Богу, что нас не пустили в клуб: мы как нация не прошли фейс-контроль!

Позже мы стали свидетелями квазиреставрации «прежней России»: возрождались «исторические полки», рядом со звёздами появлялись на шпилях двуглавые орлы, а на дверях советских школ красовались новые блестящие вывески: «Гимназия», «Лицей» и т.д.

Проблема в том, что эклектичность ценностей делает их бессильными. Любая гипотеза может оказаться рабочей, но только не такая, которая представляет собой механическое соединение несоединимого. Приманить душу в сложенные вместе разрозненные части целого не получается. И надо сказать, что, к сожалению, на традиционные общественные и культурные институты, которые должны быть носителями ценностей, надежды мало.

Оптимизм внушает лишь укоренённость ценностей в народном сознании, их генетическая обусловленность и таинственная живучесть.

В русской истории мы находим примеры того, как народ без оглядки на власть — самодержавно — возвращал страну на её исторический курс. Народ оказался природным носителем державности. Он героически, можно сказать, гениально, вопреки всему воспроизводил те черты, которые для него органичны.

Но для того, чтобы это стало возможным, для того, чтобы народное творчество в сфере ценностей получило шанс на реализацию, необходимо доверие власти народному инстинкту (при том что этот инстинкт может проявляться «неакадемично», стихийно, иногда даже в опасных формах).

При этом решающее значение приобретают воспитание и те, на кого возложена государством воспитательная задача: семья, школа, культура, среда свободного, неформального общения. К несчастью, семья переживает очевидный кризис: идёт речь о «новейших моделях» семейной жизни («гражданский брак», «гостевой брак», полиамория). Господствующей формой стала так называемая нуклеарная семья, исключившая из структуры семьи, из процесса воспитания детей старшее поколение, которое традиционно было основным носителем и транслятором ценностей и уклада. Размывание статуса главы семьи, старшего в роду — это своего рода удаление воспитательного острия, превращение семьи в неиерархическую структуру. Нормой стали неполные семьи, что приводит к травматическому опыту детей и ставит под вопрос многие хрестоматийные истины, которые мы пытаемся им предлагать.

Есть проблемы и в современной школе. И на уровне учителя (дефицит и методическая зарегулированность труда преподавателя), и на уровне учеников (потеря концентрации, инфантилизм, «вечная молодость» — искусственно отодвигаемые границы «возраста взросления»), и на уровне учебников (отсутствие государственно сформулированного взгляда на историю, отбор предлагаемых для изучения произведений литературы и т.д.). Мы не видим ясно и ярко сформулированных ответов на «главные вопросы»: в чём смысл жизни? бессмертна ли душа? мы должны или нам должны? И как же «воспитывать», не имея ответа на них?

В области культуры государство необъяснимо спонсирует произведения, несущие угрозу разрушения государства, поддерживает космополитическую псевдоэлиту и оказывается от регулирования и фильтрации контента даже государственных СМИ. Весьма показательно «Год семьи» на главном федеральном канале был ознаменован показом — в новогодний прайм-тайм, на максимально возможную аудиторию! — комедии «Свингеры»…

Картина кажется безнадёжной, но есть и вдохновляющие обстоятельства.

  1. Очевиден запрос власти на преодоление дискредитированных идеологических клише и заблуждений, на поиск новых путей и старых, но действенных рецептов. Сегодня этот запрос проявляется в самых разнообразных формах и даёт шанс гуманитариям, в том числе и всем нам, поучаствовать в важнейшей работе по отстройке системы ценностей. Сам факт того, что кризисные явления и дефекты развития попадают под микроскоп гуманитарного исследователя, означает, что болезнь больше не протекает скрытно, а исследование болезни, как известно, уже является частью лечения.
  2. Россия обладает колоссальным потенциалом, всеми видами ресурсов — интеллектуальными, промышленными, природными. Наше духовное наследие содержит в себе все ответы на любой возникающий сегодня вопрос. Надо только наладить «кровообращение» внутри нашей культуры, отстроить систему приоритетов, сакрализовать священные источники нашей силы — семью, любовь к Отечеству, способность к служению.
  3. Путь возвращения на гибельную траекторию для нас закрыт, независимо от нашей слабости или решимости: на глобальном шабаше нас не ждут и не хотят. Значит, пришло время смело, без оглядки на других формулировать суверенную воспитательную задачу — и стратегическую, и ряд тактических; причём воспитание должно коснуться всех — и молодых, и старых, и представителей власти, и самих воспитателей. Решающими в деле воспитания становятся убеждённость, харизматичность носителей ценностей, их способность говорить на одном языке со своей аудиторией. Воспитатели и все те, кто сегодня берётся говорить о ценностях, должны следовать путём апостола Павла: «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести, — пишет он в своём послании коринфянам. — Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22).

Только так и можно нести истину людям, надеясь на богатый улов.