Куплеты в исполнении Аркадия Варламовича Велюрова из «Покровских ворот» —пожалуй, первое, что приходит в голову при словах «советская сатира». Или второе, а первым вспоминается журнал «Крокодил».
Это издание-долгожитель считалось главным сатирическим журналом СССР. Красную рептилию с вилами, бичующую бюрократов, тунеядцев, пьяниц, нечестных продавцов и модную молодёжь (то в пиджаках с плечами, то с длинными волосами, а потом и в дутых сапогах — в зависимости от исторической эпохи), знал каждый советский человек. Сомнений не было: крокодил — значит, сатира.
В ранние советские годы подобных изданий было множество: выходили журнал «Прожектор» и газета «Пушка», с которой слился сатирический журнал «Бегемот», продолжение газеты «Красный ворон», и «Красный перец», и «Мухомор», и «Лапоть»… В РСФСР издавалось в общей сложности около 150 юмористических изданий. Выжил только «Крокодил».
Журнал появился в 1922 году, сначала — как еженедельное безымянное приложение к «Рабочей газете». Приложения к «Рабочей газете» вообще оказались кузницей советской журналистики: таким же образом возникли «Работница», «Мурзилка», «Хочу все знать», «Экран» и некоторые другие советские журналы.
Вскоре приложение превратилось в самостоятельное издание, которое и стало «Крокодилом». Знаменитый карикатурист Борис Ефимов рассказывал, что название придумал молодой сотрудник «Рабочей газеты» Сергей Гессен, а первый редактор журнала Константин Еремеев его поддержал. По другой версии, уборщица, пришедшая утром в редакцию, обозвала журналистов «крокодилами». Впрочем, существует и третья версия происхождения «Крокодила»: Гессен лишь напомнил присутствовавшим о дореволюционном сатирическом журнале «Крокодил», выходившем в Одессе с 1911 по 1912 год. Выпускали его фельетонист «Одесских новостей» Б. Флит и художник-карикатурист Ф. Сегаль, которые после Февральской революции работали в «журнале революционной сатиры» «Бомба», причем Ф. Сегаль взял себе псевдоним «Ф. Крокодилов». То есть, вероятнее всего, одесский крокодил в шляпе и фраке стал «отцом» знаменитой рептилии.
Безымянное приложение было чёрно-белым. «Крокодил» же печатался в два цвета уже с первого номера, а через несколько лет отдельные его полосы стали цветными. В первых номерах журнала довольно страшная рептилия встречалась на каждой из 16 полос, причем крокодил не был антропоморфным, передвигался на четырёх лапах и имел очевидное сходство с обитателями зоопарка. После войны крокодила одели, почти как его дореволюционного родственника, выдали трубку и очки, и он стал милым, не страшным, похожим на детские мультфильмы того времени.
Эта тварь появилась, чтобы кусать, рвать и уничтожать. И содержание «Крокодила» в 1920-е годы было сатирическим, а не юмористическим: юмор возникал как «побочный продукт» бичевания пороков, в первую очередь политических. Журнал, как и его безымянный предшественник, довольно злобно разоблачал меньшевиков как орудие западного капитала, который пытается въехать в РСФСР верхом на Гоце, Чернове и Гендельмане (стихотворение, которое иллюстрирует картинка, называется «Кавалерийская атака на Р.С.Ф.С.Р»), атаковал меньшевиков и «сменовеховцев», публиковал довольно злобные антиклерикальные стихотворения и карикатуры и высмеивал нэмпанов.
Печатали в журнале и переводные заметки и рисунки — в основном карикатуры на политические темы из левых и рабочих изданий (впоследствии «Крокодил» оставил эту тему, но возобновил в годы застоя).
И, конечно, много места занимали сообщения с мест о разного города глупых поступках начальства и курьёзных ошибках граждан.
Интересно, что в первые годы журнал публиковал материалы не только о недостатках, но и о достижениях, однако то ли недостатки перевешивали, то ли журналистам хотелось писать не скучно, и с каждым выпуском в журнале становилось меньше «про хорошее» (кстати, в первом номере традиционная рубрика «Вилы в бок!» назывались «Вилами в бок!»).
В 1930 году «Рабочая газета» была закрыта, и бойкий «Крокодил» перешёл в ведомство издательства «Правда». К главной партийной газете издательство не имело никакого отношения, и редакция могла работать более или менее свободно. Этому способствовало также то, что в 1930–1934 годы ответственным редактором журнала был Михаил Захарович Мануильский, младший брат известного советского и партийного деятеля Дмитрия Захаровича Мануильского. В этот период «Крокодил» вёл себя осторожно, однако выступал против РАППа и его руководителя Л. Л. Авербаха, осенью 1933 года демонстративно не публиковал статей, посвящённых открытию Беломоро-Балтийского канала, пытался противостоять борьбе с «вредителями».
Тогда в «Крокодиле» работали М. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. П. Катаев, М. Д. Вольпин, А. С. Бухов, В. Е. Ардов, Э. Кроткий, М. А. Глушков, публиковались Э. Г. Багрицкий, Ю. К. Олеша, С. И. Кирсанов, В. Маяковский, Ясон Герсамия и другие писатели, иллюстрации для журнала выполняли М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Ефимов, К. П. Ротов, В. Г. Мочалов.
Однако в конце 1933 года этой условной автономии пришёл конец: НКВД обнаружил в «Крокодиле» «контрреволюционное формирование», занимавшееся «антисоветской агитацией» в форме сочинения и распространения нелегальных сатирических текстов. Сотрудники журнала Эмиль Кроткий и Михаил Вольпин были арестованы, редколлегия распущена, а Мануильский лишился своего поста. Впоследствии были репрессированы многие сотрудники журнала, работавшие при Мануильском.
По решению Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП (б) «Крокодил» был передан газете «Правда», новым редактором стал Михаил Кольцов, его заместителем — Лазарь Лагин. С этого момента «Крокодил» превратился в активного участниках всех советских политических кампаний и стал официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни.
«Крокодил» обличал Троцкого, шпионов и «врагов народа», бичевал фашизм, американский империализм, а после войны — западногерманский реваншизм, НАТО, колониализм и так далее.
«До 1937 года, например, нет в «Крокодиле» национальностей, — рассказывал журналист Сергей Мостовщиков, инициировавший книжную серию «История глазами "Крокодила". XX век». — Есть буржуи, жандармы, мировой империализм, капитализм, но национальных характеристик тексты лишены. Потом уже появляются финны, американцы, немцы-фрицы, и мир начинает дробиться, конкретизироваться».
Как верный слуга режима «Крокодил» боролся с «безродными космополитами», бичевал «низкопоклонство перед Западом» и буржуазное искусство, «вейсманизм-морганизм» и «врачей-убийц», причём опубликованные в нём антисемитские карикатуры и фельетоны выделялись даже на общем фоне.
С годами «крокодильские» стишки, фельетоны и картинки стали беззубее, повторялись и всё больше сосредоточивались на пьяницах, тунеядцах, бюрократах, плохом качестве советских товаров и некачественном обслуживании в ресторанах — на том, что безопасно. Сейчас эти материалы не вызывают не тени улыбки, только недоумение.
Однако в небогатом на юмор СССР «Крокодил» стал одним из немногих журналов, над которых можно было искренне посмеяться. Обычно самое смешное публиковали в рубриках «Нарочно не придумаешь» и «Листая страницы» — с забавными опечатками и ляпами. И «Крокодил» послужил искусству, пусть неожиданным образом. В сентябре 1965 года композитор Д.Д. Шостакович создал юмористический вокальный цикл «Пять романсов на слова из журнала „Крокодил“» для баса и фортепиано, соч. 121.
При журнале выходила серия брошюр «Библиотека Крокодила». Каждый выпуск серии, за исключением немногих, представлял собой авторский сборник, содержащий сатирические и юмористические произведения: стихи, рассказы, очерки, фельетоны и так далее. Эти тонкие книжечки были очень популярны: они выпускались огромными тиражами, стоили копейки и часто были действительно весёлыми — без политики.
«Крокодил» 1960-х — 1980-х был изданием, собравшим большинство лучших советских художников-карикатуристов: Борис Ефимов, Макс Вайсборд, Виктор Чижиков, Генрих Вальк, Михаил Черемных, Михаил Златковский, Гариф Баширов, Юлий Ганы, Игорь Сычёв, Олег Теслер, Герман Огородников и многие другие, чьи работы безошибочно узнаём.
После распада СССР «Крокодил» оказался никому не нужен. Его довольно беззубая по меркам новой эпохи сатира не успевала за реальностью, и в 2000 году он закрылся (удивительно, что так долго продержался). Его пытались дважды пытались возродить, но без всякого успеха. Это понятно: сейчас смеются совсем над другим, но «Крокодил» стоит помнить, ведь по большому счёту, он — национальное достояние.
Это издание-долгожитель считалось главным сатирическим журналом СССР. Красную рептилию с вилами, бичующую бюрократов, тунеядцев, пьяниц, нечестных продавцов и модную молодёжь (то в пиджаках с плечами, то с длинными волосами, а потом и в дутых сапогах — в зависимости от исторической эпохи), знал каждый советский человек. Сомнений не было: крокодил — значит, сатира.
В ранние советские годы подобных изданий было множество: выходили журнал «Прожектор» и газета «Пушка», с которой слился сатирический журнал «Бегемот», продолжение газеты «Красный ворон», и «Красный перец», и «Мухомор», и «Лапоть»… В РСФСР издавалось в общей сложности около 150 юмористических изданий. Выжил только «Крокодил».
Журнал появился в 1922 году, сначала — как еженедельное безымянное приложение к «Рабочей газете». Приложения к «Рабочей газете» вообще оказались кузницей советской журналистики: таким же образом возникли «Работница», «Мурзилка», «Хочу все знать», «Экран» и некоторые другие советские журналы.
Вскоре приложение превратилось в самостоятельное издание, которое и стало «Крокодилом». Знаменитый карикатурист Борис Ефимов рассказывал, что название придумал молодой сотрудник «Рабочей газеты» Сергей Гессен, а первый редактор журнала Константин Еремеев его поддержал. По другой версии, уборщица, пришедшая утром в редакцию, обозвала журналистов «крокодилами». Впрочем, существует и третья версия происхождения «Крокодила»: Гессен лишь напомнил присутствовавшим о дореволюционном сатирическом журнале «Крокодил», выходившем в Одессе с 1911 по 1912 год. Выпускали его фельетонист «Одесских новостей» Б. Флит и художник-карикатурист Ф. Сегаль, которые после Февральской революции работали в «журнале революционной сатиры» «Бомба», причем Ф. Сегаль взял себе псевдоним «Ф. Крокодилов». То есть, вероятнее всего, одесский крокодил в шляпе и фраке стал «отцом» знаменитой рептилии.
Безымянное приложение было чёрно-белым. «Крокодил» же печатался в два цвета уже с первого номера, а через несколько лет отдельные его полосы стали цветными. В первых номерах журнала довольно страшная рептилия встречалась на каждой из 16 полос, причем крокодил не был антропоморфным, передвигался на четырёх лапах и имел очевидное сходство с обитателями зоопарка. После войны крокодила одели, почти как его дореволюционного родственника, выдали трубку и очки, и он стал милым, не страшным, похожим на детские мультфильмы того времени.
Эта тварь появилась, чтобы кусать, рвать и уничтожать. И содержание «Крокодила» в 1920-е годы было сатирическим, а не юмористическим: юмор возникал как «побочный продукт» бичевания пороков, в первую очередь политических. Журнал, как и его безымянный предшественник, довольно злобно разоблачал меньшевиков как орудие западного капитала, который пытается въехать в РСФСР верхом на Гоце, Чернове и Гендельмане (стихотворение, которое иллюстрирует картинка, называется «Кавалерийская атака на Р.С.Ф.С.Р»), атаковал меньшевиков и «сменовеховцев», публиковал довольно злобные антиклерикальные стихотворения и карикатуры и высмеивал нэмпанов.
Печатали в журнале и переводные заметки и рисунки — в основном карикатуры на политические темы из левых и рабочих изданий (впоследствии «Крокодил» оставил эту тему, но возобновил в годы застоя).
И, конечно, много места занимали сообщения с мест о разного города глупых поступках начальства и курьёзных ошибках граждан.
Интересно, что в первые годы журнал публиковал материалы не только о недостатках, но и о достижениях, однако то ли недостатки перевешивали, то ли журналистам хотелось писать не скучно, и с каждым выпуском в журнале становилось меньше «про хорошее» (кстати, в первом номере традиционная рубрика «Вилы в бок!» назывались «Вилами в бок!»).
В 1930 году «Рабочая газета» была закрыта, и бойкий «Крокодил» перешёл в ведомство издательства «Правда». К главной партийной газете издательство не имело никакого отношения, и редакция могла работать более или менее свободно. Этому способствовало также то, что в 1930–1934 годы ответственным редактором журнала был Михаил Захарович Мануильский, младший брат известного советского и партийного деятеля Дмитрия Захаровича Мануильского. В этот период «Крокодил» вёл себя осторожно, однако выступал против РАППа и его руководителя Л. Л. Авербаха, осенью 1933 года демонстративно не публиковал статей, посвящённых открытию Беломоро-Балтийского канала, пытался противостоять борьбе с «вредителями».
Тогда в «Крокодиле» работали М. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. П. Катаев, М. Д. Вольпин, А. С. Бухов, В. Е. Ардов, Э. Кроткий, М. А. Глушков, публиковались Э. Г. Багрицкий, Ю. К. Олеша, С. И. Кирсанов, В. Маяковский, Ясон Герсамия и другие писатели, иллюстрации для журнала выполняли М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Ефимов, К. П. Ротов, В. Г. Мочалов.
Однако в конце 1933 года этой условной автономии пришёл конец: НКВД обнаружил в «Крокодиле» «контрреволюционное формирование», занимавшееся «антисоветской агитацией» в форме сочинения и распространения нелегальных сатирических текстов. Сотрудники журнала Эмиль Кроткий и Михаил Вольпин были арестованы, редколлегия распущена, а Мануильский лишился своего поста. Впоследствии были репрессированы многие сотрудники журнала, работавшие при Мануильском.
По решению Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП (б) «Крокодил» был передан газете «Правда», новым редактором стал Михаил Кольцов, его заместителем — Лазарь Лагин. С этого момента «Крокодил» превратился в активного участниках всех советских политических кампаний и стал официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни.
«Крокодил» обличал Троцкого, шпионов и «врагов народа», бичевал фашизм, американский империализм, а после войны — западногерманский реваншизм, НАТО, колониализм и так далее.
«До 1937 года, например, нет в «Крокодиле» национальностей, — рассказывал журналист Сергей Мостовщиков, инициировавший книжную серию «История глазами "Крокодила". XX век». — Есть буржуи, жандармы, мировой империализм, капитализм, но национальных характеристик тексты лишены. Потом уже появляются финны, американцы, немцы-фрицы, и мир начинает дробиться, конкретизироваться».
Как верный слуга режима «Крокодил» боролся с «безродными космополитами», бичевал «низкопоклонство перед Западом» и буржуазное искусство, «вейсманизм-морганизм» и «врачей-убийц», причём опубликованные в нём антисемитские карикатуры и фельетоны выделялись даже на общем фоне.
С годами «крокодильские» стишки, фельетоны и картинки стали беззубее, повторялись и всё больше сосредоточивались на пьяницах, тунеядцах, бюрократах, плохом качестве советских товаров и некачественном обслуживании в ресторанах — на том, что безопасно. Сейчас эти материалы не вызывают не тени улыбки, только недоумение.
Однако в небогатом на юмор СССР «Крокодил» стал одним из немногих журналов, над которых можно было искренне посмеяться. Обычно самое смешное публиковали в рубриках «Нарочно не придумаешь» и «Листая страницы» — с забавными опечатками и ляпами. И «Крокодил» послужил искусству, пусть неожиданным образом. В сентябре 1965 года композитор Д.Д. Шостакович создал юмористический вокальный цикл «Пять романсов на слова из журнала „Крокодил“» для баса и фортепиано, соч. 121.
При журнале выходила серия брошюр «Библиотека Крокодила». Каждый выпуск серии, за исключением немногих, представлял собой авторский сборник, содержащий сатирические и юмористические произведения: стихи, рассказы, очерки, фельетоны и так далее. Эти тонкие книжечки были очень популярны: они выпускались огромными тиражами, стоили копейки и часто были действительно весёлыми — без политики.
«Крокодил» 1960-х — 1980-х был изданием, собравшим большинство лучших советских художников-карикатуристов: Борис Ефимов, Макс Вайсборд, Виктор Чижиков, Генрих Вальк, Михаил Черемных, Михаил Златковский, Гариф Баширов, Юлий Ганы, Игорь Сычёв, Олег Теслер, Герман Огородников и многие другие, чьи работы безошибочно узнаём.
После распада СССР «Крокодил» оказался никому не нужен. Его довольно беззубая по меркам новой эпохи сатира не успевала за реальностью, и в 2000 году он закрылся (удивительно, что так долго продержался). Его пытались дважды пытались возродить, но без всякого успеха. Это понятно: сейчас смеются совсем над другим, но «Крокодил» стоит помнить, ведь по большому счёту, он — национальное достояние.
Валерия Ахметьева,
эксперт Федерального центра гуманитарных практик, редактор