«Богатыри», «Битва скифов со славянами», «Ковёр-самолет», «Алёнушка»… Таинственные полотна Виктора Васнецова, переносящие зрителя в былинное прошлое Руси, не нуждаются в представлении. Образы сами встают перед глазами: могучие фигуры воинов, возвышающиеся среди русских полей, народные узоры на парчовых костюмах царей — вымышленных и настоящих, тёмная вязь лесов, таящих скрытую опасность и грозящих погибелью случайным путникам. Неудивительно, что Васнецов, ассоциирующийся со стариной, и сам кажется глубокой древностью. Однако художник намного ближе к нам, чем к героям своих полотен. Мастер успел увидеть большинство технических новшеств — от фотоаппарата до аэроплана — и умер после революции, в 1926 году. А род великого живописца, ставшего основателем династии художников, протянулся и того дальше.
Помочь расставить все точки над i в вопросе генеалогии Васнецовых призвана выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», открывшаяся в Новой Третьяковке. В экспозиции представлены работы сразу трёх представителей фамилии — Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), его младшего брата Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933) и Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009), внука Виктора Михайловича.
Выставка разделена на три основных раздела, по числу художников. Особенное внимание по понятным причинам уделяется Виктору Васнецову — большинство его работ расположены в центральном зале по внешнему кругу, образованному белыми стенами «города». Город, в свою очередь, окружён сказочным лесом, помещённым прямо на стены зала. Такое оформление расширяет художественный мир выставки: таинственная чаща выходит с полотен Виктора Васнецова и охватывает белокаменный кремль картин его брата Аполлинария.
Творчество Виктора Михайловича тематически разделено на несколько блоков — «Семья, близкий круг», «Легендарное прошлое», «Фольклорная стихия», «Абрамцево», «Владимирский собор», «Снегурочка». Ряд узнаваемых эпически-фольклорных работ открывает «Ковёр-самолет». Раннее утро окрашено в нежно-розовые оттенки, Иван Царевич возвращается домой с пойманной Жар-птицей, а из-за туч проглядывает бледный рог месяца. Кроме авторской визуализации сказочного сюжета, картина имеет и аллегорический смысл. Полотно вместе с двумя другими работами было заказано Саввой Мамонтовым для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги. Ковер-самолёт здесь символизирует современный поезд, стремительно мчащийся по русской равнине, а две другие картины — «Три царевны подземного царства» и «Битва скифов со славянами» — прославляют богатство недр Донецкой земли и её ратное прошлое.
Тема воинства в творчестве художника занимает особое место. На выставке она представлена картинами «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Витязь на распутье» и «После побоища Игоря Святославича с половцами». Блуждая взглядом по полотнам, можно встретиться глазами с ещё одними защитниками русской земли. «Богатыри» Васнецова возвышаются как над остальными картинами, так и над посетителями выставки. По-настоящему грандиозный сюжет, на создание которого художник потратил больше 20 лет, запечатлел собирательные образы русских воинов. Известно, что облики богатырей мастер искал в своём окружении. Например, для Муромца художнику позировали абрамцевский кузнец и московский извозчик, в основу образа Алёши Поповича легли черты юного Андрея Мамонтова, а в Добрыне Никитиче прослеживают сходство с портретом самого художника. Пейзаж тоже списан с натуры — на подготовительных этюдах можно найти панорамы подмосковного Абрамцева и малороссийской Ахтырки. Интересно и соседство картины с «Царём Иваном Васильевичем Грозным»: охраняют богатыри или богатырей?
Осмотрев большую часть работ Виктора Васнецова, посетители через арку попадают за стены «города». В этом внутреннем круге экспонируются работы Аполлинария Васнецова. Его творчество разделено на два раздела: «Метафизика природы» и «Старая Москва». В отличие от брата, посвятившего себя фолькорно-эпическим полотнам, Аполлинарий вошёл в историю как мастер пейзажной и исторической живописи. После переезда в 1891 году в Москву художник заинтересовался историей города. Изучение гравюр, архитектурных планов и исторических свидетельств вылилось в создание серии работ, изображавших Москву допетровского времени. Кропотливое воссоздание исторического облика города сплетается здесь с поэтическим вымыслом, наделяющим полотна жизнью, — автор предполагает, какие сюжеты могли разворачиваться на улицах города в разные периоды истории. Так, «Медведчики» рассказывают о древней традиции выступлений с дрессированными медведями. Корни этого явления уходят в дохристианские времена, когда славяне именовали животное «хозяином леса» и видели в нём воплощение языческого бога Велеса. Обходящий двор или танцующий медведь не только развлекал народ, но и отгонял беду, притягивал благополучие и плодородие.
«Московский застенок» восстанавливает облик Константино-Еленинских ворот, в которых на рубеже XVII–XVIII веков находилась тюрьма. На фоне безмятежного зимнего пейзажа развернулась человеческая трагедия: родственники замученных арестантов выстроились для получения тел погибших. Сюжет навеян событиями Смутного времени, когда в разделённой войной стране ежедневно гибли люди — жертвы интервентов, лжецарей или простых бандитов.
Другая сторона творчества Аполлинария Васнецова — пейзажи. Монументальные картины, воспевающие властную силу природы, соседствуют с романтическими полотнами. На живописной карте — Альпы, Сибирь, Урал, Крым и родное для Васнецовых Абрамцево. Одной из самых замечательных картин художника можно считать «Элегию», созданную под впечатлением от кладбища усадьбы Кучук-Ламбат в Крыму. Лев Толстой хвалил работу за глубину чувства, а жюри Всемирной выставки в Париже, где в 1900 году выставлялась «Элегия», присудила Васнецову серебряную медаль.
И если полотна Виктора Васнецова заставляют несколько разочароваться в окружающей реальности, объективно не выдерживающей конкуренции со сказочными мирами, полными богатырей, царевичей и диковинных существ, то раздел с семейными портретами несёт некоторое успокоение. Может, эпоха Васнецова и была какой-то особенно романтичной, может, ему и удалось окружить себя героями былин и преданий, по крайней мере, подростки в его время были точно такие же, как и сейчас. Угрюмые лица, явно недовольные долгим позированием («Мам, ну не снимай!»), растрёпанные волосы и мешки под глазами (жаль, не спишешь на ночное сидение в телефоне) привносят столь необходимый элемент бытовой реалистичности в экспозицию, где большую часть пространства занимает её очевидная противоположность.
Последние два раздела, посвящённые Васнецову Старшему, рассказывают о работе над росписью Владимирского собора в Киеве и постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». И если с оперой всё понятно — в этом разделе выставлены эскизы костюмов и декораций, — то эскизы и картоны росписей собора открывают совершенно иную главу в творчестве художника. Владимирский собор был построен в 1882 году в честь 900-летия крещения Руси князем Владимиром. Руководитель работ по внутренней отделке Адриан Прахов решил привлечь к росписи собора знаменитых русских художников — в том числе Михаила Нестерова, Михаила Врубеля и Виктора Васнецова. Поначалу Васнецов не хотел соглашаться на проект, поскольку не верил, что после мастеров прошлого — Рафаэля, Микеланджело и Веронезе — в церковной живописи осталось место для открытий. Однако позже принял предложение и приступил к изучению образцов религиозного искусства, например, памятников раннего христианства в Италии и росписей Софийского собора в Киеве. Итогом работы мастера стали росписи алтарной стены, главного купола и всего подкупольного пространства, центрального нефа и принадлежащих ему столбов. Центры композиции — «Христос Вседержитель», помещённый на плафон главного купола, и «Богоматерь с Младенцем» на запрестольной стене апсиды.
Росписи Владимирского собора стали одним из главных достижений Виктора Васнецова как художника. Философ Сергий Булгаков называл собор «великим памятником русского самосознания», а сам Виктор Михайлович говорил, что во время работы испытал истинное счастье. На создание росписей у Васнецова ушло более 10 лет, а полученный опыт он позже использовал и в оформлении храмов в Петербурге, Гусе-Хрустальном, Дармштадте и Варшаве. Всего за время работы художник создал около 400 эскизов, орнаментов и различной графики, большую часть которых приобрёл Павел Третьяков. На выставке представлены самые яркие работы художника — например, триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая», фреска «Крещение Руси» и эскиз к неосуществлённой росписи «Апокалипсис».
Осмотрев «киевскую» экспозицию, гости возвращаются в центральный зал, откуда по лестнице попадают в последний раздел выставки. Он посвящён Андрею Васнецову, внуку Виктора Васнецова. Виктор Михайлович умер, когда Андрею было всего два года, поэтому деда художник не помнил, а вот с Аполлинарием Михайловичем Андрей был знаком и довольно дружен.
«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» объединила в себе не только трёх прекрасных художников. Громкое имя стало тем, что привлекло в стены Третьяковки самых разных людей. Здесь между полотен звучит ставшая редкостью для наших краёв французская речь. Здесь же дети — самая придирчивая аудитория, привести которую в музей с неподвижными картинами становится труднее с каждым годом, — опустились на колени перед «Алёнушкой» прямо посреди зала, пока мама на телефоне читает им сказку о непослушном братце. Здесь и китайские туристы, мало что понимающие в христианстве, но заворожённо рассматривающие величественные росписи Владимирского собора. Не это ли имели в виду организаторы, когда говорили о связи поколений? Связь в династии Васнецовых — да. А ещё связь, которую рождает искусство как универсальный язык, доступный всем — независимо от возраста и происхождения.
Илл.: А. М. Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913. Холст, масло.