Пишем

Что такое культура доверия?

По мнению многих современных психологов, доверие является необходимым условием для успешного взаимодействия человека с миром, формирования действительно гармоничной личности.

Так психоаналитик Эрик Эриксон ввёл понятие «базового доверия» к миру, которое формируется в раннем детстве и является основой для дальнейшей жизни человека. «Базовое доверие» основано, прежде всего, на отношениях ребёнка с матерью. Именно в этих отношениях формируется ощущение безопасности, защищённости, которое затем переносится на мир в целом. Идентичность человека, по Эриксону, возникает по мере прохождения определённых стадий, решения тех или иных задач, от этого зависит развитие опыта доверия или недоверия к миру. Показательно то, что именно детский опыт является необходимой предпосылкой для взрослой жизни, в том числе, для взаимоотношений человека с социальными и политическими институтами, определяет характер этого взаимодействия.

Обращение к понятию доверия в современных гуманитарных науках показательно. Часто какое-то явление подвергается рефлексии в условиях острой нехватки, дефицита. Именно так, видимо, случилось и с доверием. Пик дискуссий на эту тему пришёлся на 70-е-80-е годы, в условиях, так называемого, постмодернизма. Именно в этот период ценностный кризис западной цивилизации перешёл в новую фазу. Непрерывная трансформация общества, кризисы и конфликты подорвали доверие к существующим социально-политическим институтам и культурным ценностям. На самом деле доверие не является таким уж новым понятием для социальной теории. Данная проблематика рассматривалась у классиков социологии, в работах Э. Дюркгейма, Ф. Тённиса, М. Вебера. В современных социальных науках можно вспомнить Н. Лумана, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, Ф. Фукуяму, посвятившего доверию отдельную книгу. Особое место в этом поле занимают работы Петра Штомпки, яркого социального мыслителя.

Пётр Штомпка — современный польский социолог, преподаёт в Ягеллонском университете в Кракове, но также работал в ряде известных университетов (Колумбийском, Калифорнийском, Мичиганском), а также в научных центрах Беркли, Оксфорда, Вены, Берлина. В Калифорнийском университете он тесно сотрудничал с такими выдающимися современными социологами, как Н. Смелзер и Дж. Александер. В частности, и П. Штомпка, и Дж. Александер разрабатывали теорию культурной травмы. П. Штомпка внёс значительный вклад в теорию социальных изменений, опираясь на опыт трансформации посткоммунистических обществ. В 2002 – 2006 годах польский социолог был президентом Международной социологической ассоциации. Именно П. Штомпка ввёл в социологию понятие «культура доверия». Доверие он рассматривает на основе анализа различных повседневных практик, оказывающих влияние на социальную систему в целом. Такой подход имеет большое значение, поскольку позволяет рассмотреть различные аспекты данной темы. Ведь доверие проявляется как на межличностном уровне, так и на уровне социальных и политических институтов.

Два этих уровня неразрывно связаны. Доверие можно рассматривать и как отдельную ценность, и как условие и основание для всех остальных ценностей, без которого они стремительно обесцениваются. Наличие или отсутствие доверия имеет большое значение для развития общества.

Подход П. Штомпки позволяет связать анализ повседневных практик и рассмотрение доверия в рамках деятельности тех или иных социальных институтов. В его работах рассмотрены различные аспекты феномена доверия, предпосылки его формирования, связь доверия с исторической памятью, коллективным опытом. Вслед за такими значимыми социальными мыслителями как Н. Луман и Ю. Хабермас он подчёркивает значение доверия именно для современного общества с его сложными техническими системами, системами управления, формализованным взаимодействием между людьми. Именно доверие позволяет справиться с неопределённостью и рисками современного общества, даёт возможность выстраивать подлинную коммуникацию.

П. Штомпка уделяет наибольшее внимание взаимосвязи повседневных действий людей и уровня доверия, который существует в обществе. Именно из ежедневных взаимодействий отдельных людей складываются отношения и институты, которые существуют на долговременной основе. Поведение других людей непредсказуемо и несёт в себе значительные риски, но существование общества невозможно без взаимодействия огромного количества людей.

Доверие — это тот ресурс, который мы можем использовать во взаимодействии с другими, стремясь добиться результата, поэтому именно доверие является условием любой успешной деятельности. Доверие и недоверие — это два способа «справиться с неясным будущим», сформулировав «позитивные или негативные предположения». Социолог предлагает определённую градацию доверия, основанную на специфике тех действий, которые мы предпринимаем. На этой шкале ниже всего располагаются требования, которые можно назвать эффективными, это связано с действиями, основанными на чётких правилах, далее находится доверие, основанное на предположении разумности, рационального расчёта в деятельности других людей, ещё сильнее воспринимается ожидание компетентности и высокого качества выполняемой работы, особую категорию, по его словам, составляют аксиологические ожидания, то есть предположения, что человек будет действовать адекватно, ответственно, справедливо, риски ошибиться в этом случае сильно возрастают.

Наивысший уровень составляют, с его точки зрения, «опекунские ожидания». В этом случае мы ожидаем, что другие люди будут «бескорыстно заботиться о наших интересах», будут «благородны, альтруистичны, готовы прийти на помощь». Недоверие, в свою очередь, тоже предполагает определённую иерархию. Наименьшая степень доверия предполагает, что другие люди будут действовать иррационально, случайно, хаотично; другой уровень недоверия подразумевает, что другие люди будут действовать аморально, необъективно, прибегая к обману; достаточно обоснованным является ожидание, что люди будут действовать эгоистично и корыстно, заботясь, прежде всего, о своих интересах.

И в случае доверия, и в случае недоверия существуют очень серьёзные риски ошибиться, что ведёт к негативным последствиям и для отдельного человека, и для общества в целом. Недоверие всегда повышает издержки нашей деятельности, приводит к тому, что упускаются многие возможности добиться успеха. Крайними полюсами в этой шкале оказываются наивность и цинизм.

П. Штомпка полагает, что все виды доверия взаимосвязаны, но можно разделить их в зависимости от объектов, на которые они направлены. Исходя из этого критерия, выделяется личное доверие, позиционное доверие (профессии), коммерческое доверие, технологическое доверие (сложные технические системы), институциональное доверие (к определённым организационным структурам), наиболее абстрактный уровень доверия – это системное доверие (к социальной системе и её участникам).

В итоге доверие или недоверие способны сформировать «особую атмосферу, или климат», это уже будет специфической чертой общества в целом. Доверяя или не доверяя чему-либо, мы опираемся и на собственный опыт, и на опыт, накопленный нашей культурой. Все эти элементы в итоге формируют определённую «культуру доверия» очень важную для развития общества в целом.

Источники культуры доверия разделены социологом на три типа.

1. Первым источником данной культуры является историческое наследие, так как именно оно является предпосылкой современного опыта.

2. Вторым источником доверия, более важным, по словам П. Штомпки, является современный структурный контекст. Очень значима также нормативная стабильность, которая порождает «ощущение порядка, возможности предвидеть, управлять процессами». Важным фактором здесь также является прозрачность общественных структур.

3. Третьим источником доверия является также прочность социального порядка, что совсем не характерно для обществ, переживших переход от социализма к рыночной экономике, для многих людей этот переход стал катастрофичным, связанным с острым кризисом доверия, подчёркивает польский социолог.

4. Следующим источником социального порядка он считает подчинение властей законам.

5. Пятым фактором, влияющим на доверие, является строгое исполнение прав граждан.

На формирование культуры доверия влияют как действия отдельных людей, так и отдельных «харизматических личностей». Формируются общие установки, которые со временем реализуются на практике и становятся обычаем, разделяемым всеми членами общества. Новые установки переплетаются с культурным опытом общества и передаются из поколения в поколение, процесс преобразования культуры происходит постоянно, трансформируя существующие правила. Постепенно эти практики начинают охватывать различные сферы общества, становятся обычаями. Культура доверия становится частью культуры в целом, постепенно доверие закрепляется в системе норм и правил. Именно культура доверия является необходимой предпосылкой для развития общества, поскольку недоверие предельно увеличивает издержки при социальном взаимодействии, а также приводит к атомизации и разрыву социальных отношений. На формирование культуры доверия можно стремиться целенаправленно воздействовать, но это будет очень длительной и кропотливой работой, поскольку доверие гораздо легче разрушить, чем создать снова.

Опубликовано: Инструментариум. Вып. 3. Мягкая сила. М.: ФЦГП, 2023. С.41–43.