Пишем

Семья в XXI веке

В первую очередь, надо, конечно, описать ту модель семьи и те функции семьи в обществе, которые нам хорошо известны. Это традиционная семья и современная нуклеарная семья.

Основные функции семьи:

· системообразующая (мы смотрим на семью как на микромодель общества);

· фелицитологическая — семья как поиск счастья и любви;

· регулирование сексуальных отношений;

· деторождение;

· социализация детей;

· защита членов семьи;

· а также хозяйственно-бытовая, экономическая.

Что же произошло с этими функциями семьи у нас на глазах? Мы сдвинулись от традиционной, патриархальной, семьи к «нуклеарной» семье, а от неё — к новейшим моделям семьи. Надо ли вообще-то сегодня бороться за семью? Может быть, семья — отживший инструмент или нужно что-то другое?

Особенности традиционной семьи такие:

1. Высокий социальный и религиозный статус семьи. В любом традиционном обществе, начиная с архаических племён и заканчивая более развитыми обществами, самое главное событие в жизни человека, к которому он начинал готовиться с момента рождения, был брак, свадьба.

2. Высокая ритуализация брака (брак как таинство).

3. В семье, как правило, больше двух поколений. Родители живут вместе со своими детьми, которые вступили в брак, становятся бабушками и дедушками; это воспринимается, как норма.

4. Относительно низкий брачный возраст (до 25 лет). Мы знаем, что чем архаичнее культура, тем ниже брачный возраст.

5. Выбор супруга и супруги определяется преимущественно родителями, то есть люди, которые собираются вступить в брак, не ощущают себя отделёнными от того социума, в котором они находятся.

6. Семья остаётся первичной ценностью рода как такового.

7. Глава семьи муж, но высший авторитет — не муж, а старейший член семьи, которому адресуют все экзистенциально заряженные вопросы.

8. Высокая детская смертность — это ещё один важный элемент, который тоже необходимо принимать во внимание: в традиционной семье умирает много детей в младенчестве. Это связано как с особенностями медицины, так и с отсутствием гарантированных средств предохранения.

9. Женщина ведёт хозяйство, ухаживает за мужем и детьми, и, как правило, не имеет никакой профессии, которая позволяла бы ей существовать в отрыве от семьи и от мужа (и это, в общем-то, является очень важным фактором, удерживающим от развода).

10. Дееспособность бабушек и дедушек: раннее вступление детей в брак гарантирует дееспособность старших.

11. Развод — редкость и переживается как трагедия.

12. И наконец: семья — это закрытая, интимная система. Следовательно, высок риск насилия: «сор из избы не выносят».

Особенности современной нуклеарной семьи:

1. Если традиционная семья имела чёткий статус в обществе, то статус современной семьи не определён. Да, 2024 год объявлен «годом семьи», но понимание семьи как безусловной ценности, скорее, не находит отклика в широких слоях общества.

2. Брак деритуализирован. У нас появляется масса пар, вступивших в отношения без какой бы то ни было ритуализации.

3. Нуклеарная семья включает в себя только пару или пару и детей. Старики не включены в этот круг.

4. Высокий брачный возраст — от 30 лет и выше. Сегодня рожающая после 30 лет женщина уже не относится к категории поздно родящих.

5. Выбор супруга и супруги определяется исключительно личными отношениями и личными мотивами — секс, общность интересов, деньги, благополучие.

6. Глава семьи как роль отсутствует, либо определяется ситуативно; появляется так называемая эгалитарная семья или партнёрские отношения.

7. Очень важный фактор — низкая смертность детей.

8. Наличие гарантированных средств предохранения.

9. Малое количество детей (не больше двух) или сознательная бездетность.

10. Экстракорпоральное оплодотворение.

11. Преобладание внебрачных детей и неполных семей.

12. Женщина в современной семье, как правило, имеет ту или иную профессию, работает, становится материально независимой от мужа; вопрос автономного существования для неё уже не является вопросом жизни и смерти.

13. В современной семье заметно сильное отчуждение от бабушек и дедушек.

14. Развод или измена становятся нормой, переживаются не как трагедия, а как «происшествие», и не ведут к распаду семьи.

15. Современная семья — полузакрытая система, но высокий риск насилия по-прежнему существует.

Особенности новейшей семьи (полная деформация института семьи и появление семейных союзов и динамических браков):

1. Легализация сожительства как формы брака.

2. Семью составляют только родители и — до определённого возраста — дети.

3. Неопределённый брачный возраст.

4. Выбор супруга/супруги определяется исключительно личными отношениями, включая, гомофильные.

5. Свободный секс как первичная ценность семьи.

6. Глава семьи отсутствует в принципе.

7. Низкая смертность детей.

8. Наличие гарантированных средств предохранения.

9. «Чайлдфри» как сознательный выбор.

10. Суррогатное материнство.

11. Приёмные дети в гомосексуальных семьях.

12. Транссексуальность.

13. Полная финансовая независимость супругов друг от друга.

14. Исключение бабушек и дедушек из жизни семьи.

15. Передача заботы о престарелых органам опеки.

16. Семья становится совершенно открытой системой. Высокий риск насилия компенсируется ювенальной юстицией.

17. Смена партнёра становится нормой и не является предметом общественного порицания.

В чём заключаются основные направления кризиса традиционной семьи? Первое — это, конечно, экономическая независимость женщины, что приводит к ослаблению супружеского союза. Второе — внесемейная работа родителей приводит к тому, что образовательные воспитательные функции перепоручаются другим институциям. Отсюда катастрофический упадок родительского авторитета и замещение этого авторитета другими лицами или системами. Третье — минимализация общения между членами семьи. Я думаю, мы все заложники этого: не только дети не умеют общаться друг с другом, но и родители не умеют общаться с детьми, и дети — с родителями; все сидят в своих смартфонах. И, наконец, десакрализация самого понятия семьи: семья перестаёт быть высшим долгом и миссией, становится сугубо личным делом человека.

Закончу тремя возможными сценариями, как я их вижу. Первый сценарий я называю фантастическим. Первый пункт этого сценария — «отмиссионерить» и «оправославить» всех жителей России. Второй пункт — введение жёстких рамок закона, включая уголовное преследование, любых поползновений в сторону от модели традиционной семьи. Третье — жёсткая цензура СМИ и культурной сферы в области семейной этики (брак — только один раз на всю жизнь). Законодательный запрет абортов, мощная государственная поддержка детских домов и других вспомогательных социальных учреждений, введение существенного налога на бездетность с возможностью замены на волонтёрское служение многодетным семьям. Терпеливое снисходительное отношение к многодетным семьям вне традиции православной веры.

Второй сценарий – мрачный. Прохождение точки невозврата и погружение в полный демографический коллапс. Лихорадочный ввоз массы мигрантов из инокультурных стран, включая Африку и Азию. Постепенное вытеснение, поглощение русской цивилизации более пассионарной мусульманской. Установление законов шариата как нормы жизни для всех. Превращение русских в узкий сегмент высококвалифицированной обслуги.

И последний сценарий — желательный. Определение наиболее узких мест в существующей демографической политике путём проведения полномасштабных социологических, психологических, религиоведческих исследований. Во-первых, надо понять, почему все усилия, которые предпринимает государство в области демографической политики и поддержки традиционных семей, не работают. Скорее всего, вода льётся не на ту мельницу. Второе — прицельная коррекция демографической политики в соответствии с выявленными проблемами. Дальше — разумная, неагрессивная ценностная политика в СМИ и в сфере культуры. Установление как общественной нормы образа жизни, не противоречащего основным христианским ценностям, но принимаемого в том числе иноверцами: должна быть не просто ценностная парадигма, но и уклад, образ жизни, который сам по себе будет одинаково приемлем и желателен как благочестивым мусульманам, так и благочестивым агностикам или благочестивым христианам. И последнее — формирование русского уклада не в пику англосаксонскому миру, а по образцу Всечеловечества Христова. Мы ни с кем не боремся, мы просто хотим включить в наш жизненный уклад всё то лучшее, что было в истории.


Опубликовано: Инструментариум. Вып. 6. Земля. М.: ФЦГП, 2024. С. 9-14.