Пишем

Жили-были

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина — один из самых молодых музеев, посвящённых поэту.

Он находится вблизи Можайского шоссе, в прошлом Старой Смоленской дороги, на берегу речки Вязёмки. Музей был создан в 1987 году, а до того в Вязёмах пять лет действовал музей на общественных началах.

В годы советской власти в усадьбе Вязёмы находилось около десятка государственных учреждений — приют для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, школа парашютистов, институт коневодства, Полиграфический институт, институт фитопатологии, Дом пионеров.

Сейчас музей располагается на территории двух подмосковных усадеб — сельца Захарова и Больших Вязём. Первая экспозиция во дворце заработала в 1994 году, а первая полноценная экспозиция появилась к 200-летию Пушкина в 1998 году. За годы работы музея удалось восстановить 12 зданий, скомплектовать фонд, сейчас в нём насчитывается около 20 тысяч предметов, рассказывает директор музея Александр Рязанов.

На территории музея-заповедника работает пять музеев. 7 июня открылось отреставрированное здание риги, в котором в конце августа будет открыт музей эмальерного искусства. А сейчас там действует выставка кукол, посвящённых пушкинским произведениям, — свыше 50 кукол. Любопытно, что весь дворцово-парковый ансамбль сохранился, пусть не в очень хорошем состоянии.

Казалось бы, биография Пушкина изучена чуть ли не по часам. Но в ней есть масса загадок. Как проходило детство поэта до 1811 года, момента поступления в Царскосельский лицей, точно неизвестно. Но как рассказывать о детских годах Пушкина, если, как цитирует Юрия Лотмана Александр Рязанов, «детства у Пушкина не было»? Ведь до семи лет ребёнка тогда просто не принимали в расчёт, а с семилетнего возраста он автоматически становился маленьким взрослым.

Создатели музея пошли по пути, отличному от других пушкинских музеев. В Захарове ведётся рассказ о детских годах, а в Вязёмах через призму произведений Пушкина рассказывают о владельцах этой усадьбы, которые послужили прообразами героев Александра Сергеевича.

Род Голицыных, владевший усадьбой Вязёмы вплоть до революции 1917 года, и Пушкин объединены множеством связей и пересечений. В Вязёмы будущий поэт приходил на заутреню и обедню в единственную в округе церковь. Здесь за алтарной частью в 1807 году был похоронен его младший брат Николенька. Здесь Пушкин брал книги из огромной библиотеки князя Бориса Владимировича Голицына — в Захарове почти не было книг, а здесь имелось свыше 45 тысяч томов.

Московский генерал-губернатор, герой войны 1812 года Дмитрий Владимирович Голицын вообще был добрым гением Александра Сергеевича. Он вызволил поэта из холерного карантина. Пушкин познакомился с Натальей Николаевной на балу у Голицына, а после свадьбы Дмитрий Владимирович пригласил их на генерал-губернаторский бал и подарил молодой чете билет в губернаторскую ложу.

Одна из дочерей их сестры Софьи Владимировны Строгановой, урождённой Голицыной, Ольга была похищена своим женихом графом Ферзеном, а затем они тайно обвенчались. Существует версия, что история похищения графини Строгановой легла в основу сюжета повести Пушкина «Метель». Софья Строганова, посвятившая себя благотворительности, постоянно принимала у себя поэтов и писателей, полагают, что А.С. Пушкин также у неё бывал.

Мать Бориса и Дмитрия Наталья Петровна Голицына стала прототипом старой графини из «Пиковой дамы». 7 апреля 1834 года, вскоре после выхода повести в свет, Пушкин писал: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной, и кажется, не сердятся».

Современных гостей дворца встречает голографическая Наталья Петровна и рассказывает свою версию истории о трёх картах, а затем исчезает, оставляя после себя клубы голографического дыма.

В зале, рассказывающем и Наталье Петровне, стоит мемориальное кресло, принадлежавшее Наталье Николаевне Гончаровой. К нему прикасалась рука великого русского поэта.

В бывшем Конном дворе сейчас два музея прообразов героев произведений Пушкина — Бориса Годунова и Бориса Голицына, воспитателя Петра I, которому в 1694 году будущий император подарил эту усадьбу. А рядом с Конным двором стоят избушка на курьих ножках и ступа, не оставляющие сомнений в том, что здесь веет дух Пушкина.

«Если бы даже здесь не бывал Пушкин, всё равно Вязёмы — настолько интересное место, что достойно музея», — говорит Александр Рязанов. Так и есть.