В послевоенном СССР и в постсоветской России был и есть главный литературный журнал — «Новый мир». С этим никто не будет спорить. Как заметил писатель Владимир Новиков: «Фрукт — яблоко, река — Волга, поэт — Пушкин, журнал — „Новый мир“». Так считают читатели, так считают и писатели: публикация в «Новом мире» — это признание, награда, с ней не сравнится никакая книга в крупном издательстве.
Впрочем, сначала главных журналов в Советском Союзе было три. В 1921 году появилась «Красная новь» — первый советский журнал, продолживший традицию дореволюционных «толстых» журналов, затем «Октябрь» (с 1924 года) и «Новый мир» (с 1925 года). В 1942 году «Красная новь» была закрыта (она и до того момента переживала тяжёлые времена). «Октябрь» и «Новый мир» долгое время существовали на равных. В 1960-е годы, во времена главных редакторов Твардовского и Кочетова, журналы воспринимались как оплоты противоборствующих позиций. В течение нескольких лет велась острая литературная (в реальности — идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» — «оттепельного» либерализма «Нового мира» и советского консерватизма «Октября» (все помнят роман Кочетова «Чего же ты хочешь?», хотя бы по уморительно смешным пародиям С. Смирнова и З. Паперного). К настоящему времени «Октябрь», после долгих лет борьбы за существование, закрылся, а «Новый мир» жив и бодр.
Первый номер «Нового мира» вышел в свет ровно 100 лет назад, в январе 1925 года; он стал государственным журналом при издательстве «Известия», созданным советским правительством. Вначале «Новый мир» выходил дважды в месяц, затем — ежемесячно.
Новое издание появилось по предложению главного редактора газеты «Известия» Юрия Михайловича Стеклова (1873–1941). Первый год журналом руководили Стеклов и нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933) (Луначарский оставался членом редколлегии до 1931 года), затем Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870–1928).
Наконец, в 1926 году главным редактором «Нового мира» стал Вячеслав Павлович Полонский (1886–1932), критик, редактор, журналист, историк и талантливый организатор, совмещавший руководство литературным журналом с обязанностями директора Музея изящных искусств.
При Полонском «Новый мир» достиг наибольшего тиража среди всех литературных журналов СССР. Именно тогда в журнале были опубликованы многие выдающиеся произведения.
«Полонский напечатал в „Новом мире“ целый массив из „Жизни Клима Самгина“, „Море“, „Жестокость“, „Капитана Коняева“, „Живую воду“, „В грозу“ Сергеева-Ценского, „Восемнадцатый год“ и первую книгу „Петра Первого“ Алексея Толстого, „Кащееву цепь“ и „Журавлиную родину“ Пришвина, главы из „России, кровью умытой“ Артёма Весёлого, „М. П. Синягина“ Зощенко, пьесу Бабеля „Закат“, „Елень“ Соколова-Микитова, „Лейтенанта Шмидта“, отрывки из поэмы „Девятьсот пятый год“ и лирику Пастернака, стихи Есенина, Маяковского, Багрицкого, Мандельштама, Павла Васильева».\1
При Полонском же разразился и крупный окололитературный скандал: «Новый мир» в 1926 году опубликовал «Повесть непогашенной луны» Бориса Пильняка.
В 1931 году Полонского сменил Иван Гронский, следующим главным редактором стал генеральный секретарь Союза писателей СССР Владимир Ставский. Авторитет «Нового мира» оставался высоким: на журнал смотрели как на образец (в том числе и образец дозволенного).
После войны после нескольких лет редакторства Константина Симонова главным редактором становится Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) — человек, чьё имя фактически стало синонимом «Нового мира».
Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» в 1950–1954 и 1958–1970 годах. В оба периода его редакторства, особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» печатались произведения Фёдора Абрамова, Василя Быкова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского. И публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына стала возможна только в «Новом мире» Твардовского.
При идеологическом либерализме редакция придерживалась позиций традиционной эстетики. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма.
В тот период журнал публиковал работы крупных советских писателей и открывал читателям новые имена.
Вершиной общественного значения «Нового мира» стали 1960-е годы. Идеологическую основу журнала в тот период составляли ценности либерализма и демократического социализма.
В 1970 году был осуществлён разгром журнала: почти полностью сменился состав редколлегии, сняли и Твардовского. Репутация «Нового мира» была к тому моменту настолько непоколебима, что журнал читали и в застойные времена (впрочем, публикация в нём и тогда считалась знаком качества, а «Малая земля» в журнальных книжках никого не смутила — что поделать, таковы были правила игры).
А в перестройку настал новомирский звёздный час: благодаря публикациям запрещённых до того вещей — «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» — тиражи журнала выросли до фантастических цифр: тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 миллионам 660 тысячам экземпляров.
Но и когда схлынула волна перестроечных публикаций, «Новый мир» остался твердыней литературного мира. С 1991 года это негосударственное издание, с 1998 года и до сегодняшнего дня им руководит Андрей Василевский. «„Новый мир‟ не забывает о своей истории и видит достоинство в определённом живом, не коснеющем, консерватизме, однако открыт новому, яркому, глубокому и талантливому», — пишут сотрудники журнала.
Судьба «главного журнала» страны во многом уникальна, прежде всего, потому что всегда было понимание: «Новый мир» — настоящий памятник советской эпохи. Но не окаменевший, а живой и необходимый и для сохранения культуры, и для её развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Любимов Н.М. Неувядаемый цвет. Книга воспоминаний. В 3 т. Т. I. М., 2000. Электронная версия. Метод доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=50044630>.
Впрочем, сначала главных журналов в Советском Союзе было три. В 1921 году появилась «Красная новь» — первый советский журнал, продолживший традицию дореволюционных «толстых» журналов, затем «Октябрь» (с 1924 года) и «Новый мир» (с 1925 года). В 1942 году «Красная новь» была закрыта (она и до того момента переживала тяжёлые времена). «Октябрь» и «Новый мир» долгое время существовали на равных. В 1960-е годы, во времена главных редакторов Твардовского и Кочетова, журналы воспринимались как оплоты противоборствующих позиций. В течение нескольких лет велась острая литературная (в реальности — идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» — «оттепельного» либерализма «Нового мира» и советского консерватизма «Октября» (все помнят роман Кочетова «Чего же ты хочешь?», хотя бы по уморительно смешным пародиям С. Смирнова и З. Паперного). К настоящему времени «Октябрь», после долгих лет борьбы за существование, закрылся, а «Новый мир» жив и бодр.
Первый номер «Нового мира» вышел в свет ровно 100 лет назад, в январе 1925 года; он стал государственным журналом при издательстве «Известия», созданным советским правительством. Вначале «Новый мир» выходил дважды в месяц, затем — ежемесячно.
Новое издание появилось по предложению главного редактора газеты «Известия» Юрия Михайловича Стеклова (1873–1941). Первый год журналом руководили Стеклов и нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933) (Луначарский оставался членом редколлегии до 1931 года), затем Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870–1928).
Наконец, в 1926 году главным редактором «Нового мира» стал Вячеслав Павлович Полонский (1886–1932), критик, редактор, журналист, историк и талантливый организатор, совмещавший руководство литературным журналом с обязанностями директора Музея изящных искусств.
При Полонском «Новый мир» достиг наибольшего тиража среди всех литературных журналов СССР. Именно тогда в журнале были опубликованы многие выдающиеся произведения.
«Полонский напечатал в „Новом мире“ целый массив из „Жизни Клима Самгина“, „Море“, „Жестокость“, „Капитана Коняева“, „Живую воду“, „В грозу“ Сергеева-Ценского, „Восемнадцатый год“ и первую книгу „Петра Первого“ Алексея Толстого, „Кащееву цепь“ и „Журавлиную родину“ Пришвина, главы из „России, кровью умытой“ Артёма Весёлого, „М. П. Синягина“ Зощенко, пьесу Бабеля „Закат“, „Елень“ Соколова-Микитова, „Лейтенанта Шмидта“, отрывки из поэмы „Девятьсот пятый год“ и лирику Пастернака, стихи Есенина, Маяковского, Багрицкого, Мандельштама, Павла Васильева».\1
При Полонском же разразился и крупный окололитературный скандал: «Новый мир» в 1926 году опубликовал «Повесть непогашенной луны» Бориса Пильняка.
В 1931 году Полонского сменил Иван Гронский, следующим главным редактором стал генеральный секретарь Союза писателей СССР Владимир Ставский. Авторитет «Нового мира» оставался высоким: на журнал смотрели как на образец (в том числе и образец дозволенного).
После войны после нескольких лет редакторства Константина Симонова главным редактором становится Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) — человек, чьё имя фактически стало синонимом «Нового мира».
Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» в 1950–1954 и 1958–1970 годах. В оба периода его редакторства, особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» печатались произведения Фёдора Абрамова, Василя Быкова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского. И публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына стала возможна только в «Новом мире» Твардовского.
При идеологическом либерализме редакция придерживалась позиций традиционной эстетики. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма.
В тот период журнал публиковал работы крупных советских писателей и открывал читателям новые имена.
Вершиной общественного значения «Нового мира» стали 1960-е годы. Идеологическую основу журнала в тот период составляли ценности либерализма и демократического социализма.
В 1970 году был осуществлён разгром журнала: почти полностью сменился состав редколлегии, сняли и Твардовского. Репутация «Нового мира» была к тому моменту настолько непоколебима, что журнал читали и в застойные времена (впрочем, публикация в нём и тогда считалась знаком качества, а «Малая земля» в журнальных книжках никого не смутила — что поделать, таковы были правила игры).
А в перестройку настал новомирский звёздный час: благодаря публикациям запрещённых до того вещей — «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» — тиражи журнала выросли до фантастических цифр: тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 миллионам 660 тысячам экземпляров.
Но и когда схлынула волна перестроечных публикаций, «Новый мир» остался твердыней литературного мира. С 1991 года это негосударственное издание, с 1998 года и до сегодняшнего дня им руководит Андрей Василевский. «„Новый мир‟ не забывает о своей истории и видит достоинство в определённом живом, не коснеющем, консерватизме, однако открыт новому, яркому, глубокому и талантливому», — пишут сотрудники журнала.
Судьба «главного журнала» страны во многом уникальна, прежде всего, потому что всегда было понимание: «Новый мир» — настоящий памятник советской эпохи. Но не окаменевший, а живой и необходимый и для сохранения культуры, и для её развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Любимов Н.М. Неувядаемый цвет. Книга воспоминаний. В 3 т. Т. I. М., 2000. Электронная версия. Метод доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=50044630>.
Валерия Ахметьева,
эксперт Федерального центра гуманитарных практик, редактор