Пишем

Был ли Кант атеистом

Иммануил Кант (1724–1804), прусский философ и учёный-естественник, считается одним из самых выдающихся философов эпохи Просвещения. На русский язык с родного ему немецкого переведены восемь томов сочинений Канта, включая «Критику чистого разума», «Критику практического разума», «Доказательства бытия Бога», «Лекции по этике», «Лекции о философском учении и религии».

Подвергший сомнению существующие в философской и богословской мысли доказательства бытия Бога, Кант предложил своё доказательство — нравственное, основанное на его вере как представителя трансцендентального идеализма в априорное существование в качестве содержания всякого без исключения человеческого сознания идеи Бога. Идея Бога, существующая в сознании априори, как данность или феномен, то есть сама по себе, а не как мировоззренческий, ценностный или какой угодно ещё выбор каждого из нас, собирает воедино ценностную систему личности и побуждает индивида к действию в рамках морального закона. Канту удалось сочетать веру в реальное присутствие в психике идеальных феноменов с последовательной приверженностью эмпирическому пути познания мира — через органы чувств и интуицию (более того: прекрасное вообще он понимает через естественность, а гениальность считает свойством ума, вносящим в искусство принципы органичности и сообразности природе).

Кант воспитывался в религиозной лютеранской семье и, вопреки распространившемуся в советской историографии мнению, не был атеистом (Ницше, например, считал Канта апологетом христианской веры, Шопенгауэр видел в категорическом императиве Канта и его нравственном законе «богословскую мораль», современные исследователи относят его, скорее, к агностикам).

Кант родился, учился, работал — писал и преподавал — в Кёнигсберге (совр. Калининград), в городе, который и теперь чтит его память и место его упокоения — в соборе, на нынешнем острове Канта (Кнайпхов). Сохраняют там и нарративы о Канте — говорят, что гулял он только в одиночку, а вот обедать предпочитал в компании и так, чтобы число его сотрапезников было «не менее числа граций и не более числа муз».

Сергазина К. Был ли Кант атеистом // Инструментариум. Вып. 2. Сила слов. Нижний Новгород, 2023. С. 46.