Когда мы говорим о трагедии мирового конфликта, развернувшегося в прошлом веке, то прежде всего имеем в виду человеческие жертвы — ведь война унесла жизни миллионов людей, которые не выбирали погибнуть от голода, болезней и обстрелов.
В этом году Россия отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. У этой войны были и сопутствующие потери. Города, месяцами находившиеся под огнём артиллерии, превратились в руины. Предметы искусства, хранившиеся в музеях и частных коллекциях, стали трофеями захватчиков. Сама культура нашей страны оказалась в опасной близости от уничтожения. И Победа принесла не только мир для всех людей, но и шанс на восстановление утраченного.
«Сеется в уничижении, восстаёт в славе», — эти строки из послания апостола Павла к коринфянам (1 Кор 15:43) стали заглавием к совместной выставке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева и объединённого Новгородского музея-заповедника. Выставка посвящена истории восстановления трёх памятников архитектуры Великого Новгорода, разрушенных во время войны: храмов Спаса Преображения на Нередице, Успения Богородицы на Волотовом поле и Спаса Преображения на Ковалёве.
Нацистская оккупация Новгорода продолжалась с августа 1941 года по январь 1944 года. Урон, нанесённый городу за это время, был настолько велик, что с трудом поддаётся оценке. О состоянии покинутого немцами Новгорода красноречиво свидетельствует первоначальный план «восстановления», который, по сути, предполагал постройку с нуля нового поселения на новом месте. Исторический центр Новгорода рассматривался как абсолютно не пригодный для реконструкции, так что его планировали превратить в памятник под открытым небом.
План, к счастью, всё-таки не осуществили. И благодарить за это нужно архитектора Алексея Щусева. Именно под его руководством работала проектная группа, подготовившая вариант научной реставрации и музеефикации значимых сооружений Новгорода. Влюблённый в русский стиль Щусев лично отстаивал идею сохранения исторического облика города, несмотря на нанесённый урон.
«На выставке, приуроченной к 80-летию Победы, мы рассказываем о великом подвиге созидания, о том, как несколько поколений реставраторов передают из рук в руки драгоценные произведения древнерусского искусства и великую цель — вернуть их миру», — рассказывает Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
В первом разделе экспозиции, представленной во флигеле «Руина» на Воздвиженке, представлены материалы, использовавшиеся для воссоздания исторического облика церквей. Здесь выставлены чертежи и обмеры, которые стали основой для реставрации, а также копии фресок, созданные разными художниками. Из коллекций музеев-участников были выбраны графические материалы и фотоснимки первой половины XX века, которые никогда ранее не демонстрировались в рамках единой экспозиции.
Представленные материалы могут казаться исчерпывающими — и это было бы действительно так, если бы мы хотели составить памятный альбом или напечатать серию сентиментальных открыток с пейзажами довоенного Новгорода. Но когда речь идёт о почти полном восстановлении зданий и внутренних убранств, то становится понятно, что нескольких акварелей едва ли достаточно для такой задачи.
Наиболее документированной считается церковь Спаса Преображения на Нередице XII века. Это большое везение: ведь после войны от храма уцелело всего 50 процентов оригинальной кладки и около 15 процентов фресок. Под огнём артиллерии росписи, нанесённые прямо на штукатурку, отслаивались и разбивались на мелкие фрагменты, а более тонкие слои извести и вовсе крошились в пыль. Вслед за этим часто происходило обрушение деревянных конструкций, так что фрески оказывались погребены под завалами. Первые разборы разрушений начались в сентябре 1944 года, когда из южной части алтаря было выбрано около трёх тысяч фрагментов живописи. Первая попытка работы с ними была предпринята лишь спустя 25 лет, когда осколки должным образом очистили, просушили и отправили на хранение. Первостепенной задачей реставраторов было сохранение уцелевших росписей, поэтому расчистка обрушенных конструкций затянулась вплоть до 1997 года. И лишь в 2008 году была выполнена частичная монтировка орнамента на стены храма. Поэтому слова директора музея о нескольких поколениях реставраторов, передающих из рук в руки драгоценные произведения древнерусского искусства, — не просто красивая метафора, а суровая героическая реальность.
Подробнее о восстановлении фресок можно узнать из второго раздела выставки, где представлены собранные учёными фрагменты росписей. Все они экспонируются впервые и прибыли сюда прямо со столов реставраторов. Открывая экспозицию, директор Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Сергей Брюн отметил, что святыни покинули новгородскую землю и были доставлены в сердце России впервые со времён Ивана Грозного. Кроме уже упомянутого храма на Нередице, в этом разделе можно увидеть фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалёве XIV века и Успения Богородицы на Волотовом поле XIV века. Работа над Волотовской церковью стала настоящим испытанием для реставраторов, ведь в мастерскую некогда великолепная роспись поступила в виде 1,7 миллиона разрозненных фрагментов. Выражение «собирать историю по кусочкам» здесь приобретает буквальное значение, благо современные технологии значительно облегчают труд специалистов.
Но наследие мастеров прошлого не ограничивается фресками на стенах храмов.
Уникальный артефакт — праздничный ряд иконостаса, созданный для церкви Успения Богородицы. Иконы были написаны в XV веке при дворе епископа и представляют собой памятник наивысшего расцвета новгородского ремесла. В 1940 году было известно о существовании семи икон, четыре из которых — «Сретение», «Преображение», «Сошествие в Ад», «Успение» — в годы войны удалось эвакуировать, а позднее вернуть в Новгородский музей. Пятая икона — «Воскрешение Лазаря» — была похищена немецкими войсками и вывезена в Германию; на родину она вернулась только в 1948 году. Тогда считалось, что на этом история иконостаса окончилась, но, как шутят сами музейщики, впереди их ожидал настоящий шпионский детектив.
В 2023 году среди лотов аукциона в Дюссельдорфе была случайно обнаружена ещё одна икона цикла — «Распятие». Немецкая сторона отказывалась признавать её незаконно приобретённой и снимать с аукциона, поэтому директору Новгородского музея-заповедника Сергею Брюну пришлось бить самую настоящую тревогу. Над остановкой торгов лично работали министр культуры России Ольга Любимова и помощник президента Максим Орешкин. В стороне не остались и МИД, посольство России в ФРГ и члены попечительского совета Новгородского музея. В итоге лот удалось заблокировать прямо в разгар торгов. Однако это была ещё не победа — ведь икону требовалось вернуть в Россию в обход ограничений санкционного режима. Но выставка не носила бы гордое название «Восстаёт во славе», если бы не стала торжеством созидания над разрушением. «Распятие» вернулось в страну, прошло реставрацию и сейчас экспонируется вместе с остальными святынями. История пропажи этой иконы и появления её в Дюссельдорфе прояснилась несколько позднее. Оказалось, что в Германию её вывез католический священник Людвиг Фолькл, служивший капелланом в группе армии «Север». Стоит отдать ему должное: до конца своей жизни он достойно заботился о реликвии, возможно, даже считал, что спас её от огня войны.
Этот сюжет не уникален, ведь подобным образом территорию страны покинули сотни, если не тысячи реликвий. Например, в 2004 году в тот же Новгород был возвращён крест, некогда венчавший собор Святой Софии. После частичного разрушения храма перекрёстным огнём артиллерии, испанцы, воевавшие в составе «Голубой дивизии», демонтировали крест и отправили его в Мадрид. Более полувека он находился в Храмовой галерее военно-инженерной академии, пока после двухлетних переговоров министр обороны Испании Хосе Боно лично не привёз его в Москву.
Такие истории вызывают сильные чувства: ведь «они» действительно напали, разорили и расхитили. Но нынешнее поколение немцев, испанцев, итальянцев не несёт личной ответственности за преступления своих предков. Помнить, конечно, нужно. Но не стоит упиваться злобой. Об этом говорят не так часто, но та же Германия охотно финансирует проекты, направленные на реконструкцию разрушенного в годы войны. Например, церковь Успения Богоматери на Волотовом поле, о которой идёт речь на выставке, была восстановлена при помощи немецких специалистов и на средства, безвозмездно выделенные немецкой стороной. «Они» могли бы и не помогать, но решили, что так правильно. Ведь восстанавливать нужно не только здания — они всё же лишь материя. Восстанавливать нужно и дух, добрые отношения между людьми и народами — несмотря на прошлое, несмотря на столь переменчивое настоящее.
В этом году Россия отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. У этой войны были и сопутствующие потери. Города, месяцами находившиеся под огнём артиллерии, превратились в руины. Предметы искусства, хранившиеся в музеях и частных коллекциях, стали трофеями захватчиков. Сама культура нашей страны оказалась в опасной близости от уничтожения. И Победа принесла не только мир для всех людей, но и шанс на восстановление утраченного.
«Сеется в уничижении, восстаёт в славе», — эти строки из послания апостола Павла к коринфянам (1 Кор 15:43) стали заглавием к совместной выставке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева и объединённого Новгородского музея-заповедника. Выставка посвящена истории восстановления трёх памятников архитектуры Великого Новгорода, разрушенных во время войны: храмов Спаса Преображения на Нередице, Успения Богородицы на Волотовом поле и Спаса Преображения на Ковалёве.
Нацистская оккупация Новгорода продолжалась с августа 1941 года по январь 1944 года. Урон, нанесённый городу за это время, был настолько велик, что с трудом поддаётся оценке. О состоянии покинутого немцами Новгорода красноречиво свидетельствует первоначальный план «восстановления», который, по сути, предполагал постройку с нуля нового поселения на новом месте. Исторический центр Новгорода рассматривался как абсолютно не пригодный для реконструкции, так что его планировали превратить в памятник под открытым небом.
План, к счастью, всё-таки не осуществили. И благодарить за это нужно архитектора Алексея Щусева. Именно под его руководством работала проектная группа, подготовившая вариант научной реставрации и музеефикации значимых сооружений Новгорода. Влюблённый в русский стиль Щусев лично отстаивал идею сохранения исторического облика города, несмотря на нанесённый урон.
«На выставке, приуроченной к 80-летию Победы, мы рассказываем о великом подвиге созидания, о том, как несколько поколений реставраторов передают из рук в руки драгоценные произведения древнерусского искусства и великую цель — вернуть их миру», — рассказывает Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
В первом разделе экспозиции, представленной во флигеле «Руина» на Воздвиженке, представлены материалы, использовавшиеся для воссоздания исторического облика церквей. Здесь выставлены чертежи и обмеры, которые стали основой для реставрации, а также копии фресок, созданные разными художниками. Из коллекций музеев-участников были выбраны графические материалы и фотоснимки первой половины XX века, которые никогда ранее не демонстрировались в рамках единой экспозиции.
Представленные материалы могут казаться исчерпывающими — и это было бы действительно так, если бы мы хотели составить памятный альбом или напечатать серию сентиментальных открыток с пейзажами довоенного Новгорода. Но когда речь идёт о почти полном восстановлении зданий и внутренних убранств, то становится понятно, что нескольких акварелей едва ли достаточно для такой задачи.
Наиболее документированной считается церковь Спаса Преображения на Нередице XII века. Это большое везение: ведь после войны от храма уцелело всего 50 процентов оригинальной кладки и около 15 процентов фресок. Под огнём артиллерии росписи, нанесённые прямо на штукатурку, отслаивались и разбивались на мелкие фрагменты, а более тонкие слои извести и вовсе крошились в пыль. Вслед за этим часто происходило обрушение деревянных конструкций, так что фрески оказывались погребены под завалами. Первые разборы разрушений начались в сентябре 1944 года, когда из южной части алтаря было выбрано около трёх тысяч фрагментов живописи. Первая попытка работы с ними была предпринята лишь спустя 25 лет, когда осколки должным образом очистили, просушили и отправили на хранение. Первостепенной задачей реставраторов было сохранение уцелевших росписей, поэтому расчистка обрушенных конструкций затянулась вплоть до 1997 года. И лишь в 2008 году была выполнена частичная монтировка орнамента на стены храма. Поэтому слова директора музея о нескольких поколениях реставраторов, передающих из рук в руки драгоценные произведения древнерусского искусства, — не просто красивая метафора, а суровая героическая реальность.
Подробнее о восстановлении фресок можно узнать из второго раздела выставки, где представлены собранные учёными фрагменты росписей. Все они экспонируются впервые и прибыли сюда прямо со столов реставраторов. Открывая экспозицию, директор Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Сергей Брюн отметил, что святыни покинули новгородскую землю и были доставлены в сердце России впервые со времён Ивана Грозного. Кроме уже упомянутого храма на Нередице, в этом разделе можно увидеть фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалёве XIV века и Успения Богородицы на Волотовом поле XIV века. Работа над Волотовской церковью стала настоящим испытанием для реставраторов, ведь в мастерскую некогда великолепная роспись поступила в виде 1,7 миллиона разрозненных фрагментов. Выражение «собирать историю по кусочкам» здесь приобретает буквальное значение, благо современные технологии значительно облегчают труд специалистов.
Но наследие мастеров прошлого не ограничивается фресками на стенах храмов.
Уникальный артефакт — праздничный ряд иконостаса, созданный для церкви Успения Богородицы. Иконы были написаны в XV веке при дворе епископа и представляют собой памятник наивысшего расцвета новгородского ремесла. В 1940 году было известно о существовании семи икон, четыре из которых — «Сретение», «Преображение», «Сошествие в Ад», «Успение» — в годы войны удалось эвакуировать, а позднее вернуть в Новгородский музей. Пятая икона — «Воскрешение Лазаря» — была похищена немецкими войсками и вывезена в Германию; на родину она вернулась только в 1948 году. Тогда считалось, что на этом история иконостаса окончилась, но, как шутят сами музейщики, впереди их ожидал настоящий шпионский детектив.
В 2023 году среди лотов аукциона в Дюссельдорфе была случайно обнаружена ещё одна икона цикла — «Распятие». Немецкая сторона отказывалась признавать её незаконно приобретённой и снимать с аукциона, поэтому директору Новгородского музея-заповедника Сергею Брюну пришлось бить самую настоящую тревогу. Над остановкой торгов лично работали министр культуры России Ольга Любимова и помощник президента Максим Орешкин. В стороне не остались и МИД, посольство России в ФРГ и члены попечительского совета Новгородского музея. В итоге лот удалось заблокировать прямо в разгар торгов. Однако это была ещё не победа — ведь икону требовалось вернуть в Россию в обход ограничений санкционного режима. Но выставка не носила бы гордое название «Восстаёт во славе», если бы не стала торжеством созидания над разрушением. «Распятие» вернулось в страну, прошло реставрацию и сейчас экспонируется вместе с остальными святынями. История пропажи этой иконы и появления её в Дюссельдорфе прояснилась несколько позднее. Оказалось, что в Германию её вывез католический священник Людвиг Фолькл, служивший капелланом в группе армии «Север». Стоит отдать ему должное: до конца своей жизни он достойно заботился о реликвии, возможно, даже считал, что спас её от огня войны.
Этот сюжет не уникален, ведь подобным образом территорию страны покинули сотни, если не тысячи реликвий. Например, в 2004 году в тот же Новгород был возвращён крест, некогда венчавший собор Святой Софии. После частичного разрушения храма перекрёстным огнём артиллерии, испанцы, воевавшие в составе «Голубой дивизии», демонтировали крест и отправили его в Мадрид. Более полувека он находился в Храмовой галерее военно-инженерной академии, пока после двухлетних переговоров министр обороны Испании Хосе Боно лично не привёз его в Москву.
Такие истории вызывают сильные чувства: ведь «они» действительно напали, разорили и расхитили. Но нынешнее поколение немцев, испанцев, итальянцев не несёт личной ответственности за преступления своих предков. Помнить, конечно, нужно. Но не стоит упиваться злобой. Об этом говорят не так часто, но та же Германия охотно финансирует проекты, направленные на реконструкцию разрушенного в годы войны. Например, церковь Успения Богоматери на Волотовом поле, о которой идёт речь на выставке, была восстановлена при помощи немецких специалистов и на средства, безвозмездно выделенные немецкой стороной. «Они» могли бы и не помогать, но решили, что так правильно. Ведь восстанавливать нужно не только здания — они всё же лишь материя. Восстанавливать нужно и дух, добрые отношения между людьми и народами — несмотря на прошлое, несмотря на столь переменчивое настоящее.
Фёдор Феклисов,
корреспондент Федерального центра гуманитарных практик
Илл.: Церковь Спаса Преображения на Нередице. Вид фрески во время раскопок. Фото 1947 г.