Пишем

Как изменились представления о человеке в XXI веке?

Приходя сегодня на консультацию к психологу, каждый десятый клиент спрашивает психотерапевта, в каком направлении тот работает, и чаще всего способен отличить КПТ (когнитивно-поведенческую терапию) от «роджерианства».

Психоанализ и психодинамические подходы в психологии

К такой «осознанности» мы пришли не сразу — когда Фрейд (1865–1939) начинал работать с истериями, ещё в XIX веке, никому и в голову не пришло бы спросить его об особенностях его понимания личности или о методах, которые он применяет. Хотя как раз у Фрейда был свой ответ на этот вопрос – довольно дерзкий.

Именно он стал создателем одной из первых теорий личности, предложив трёхчастную модель психики: Я (латинское Эго), то есть уровень личного, Сверх-Я (латинское Супер-Эго), то есть уровень общественного, и Оно (латинское Ид), уровень неосознаваемых процессов, в котором таится энергия всей личности – как результат разновекторных влечений — к жизни (либидо) и к смерти (мортидо). Содержание Ид может увеличиваться за счёт социально детерминированных запретов (то есть запретов Супер-Эго), которые ограничивают проявление биологических побуждений (влечений Я). В дальнейшем К.Г. Юнг расширит значительно содержание Ид, добавив в него пласт мифологического — уже не личности, а человечества в целом («коллективное бессознательное»).

Бихевиоризм

Подход Фрейда и его последователей, как и предложенная им теория личности, получил название психодинамического, или глубинного, — в противовес бихевиоризму, который занимался вопросами поведения и мотивации, изучая разные способы коррекции поведения через подкрепление или научение, как при дрессировке животных. Основной посыл бихевиористов такой — «организм в нормальном состоянии обладает чувствительностью к стимулам и возможностью осуществлять реакции». Личность в бихевиоризме — это продукт научения. Главный источник развития личности — это среда. В каком-то смысле бихевиористы верят, что человек лишён свободы воли и детерминирован социальным окружением. При этом в большинстве стран мира единственным методом терапии, доказавшим свою эффективность, так и остаётся бихевиоризм — когнитивно-поведенческая терапия.

В российской традиции одной из ветвей бихевиоризма можно считать теорию деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903–1979), ученика Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского (1896–1934), который вновь соединил мотивацию (волю) и поведение (единство сознания и поведения — один из принципов теории деятельности). Ученик А.Н. Леонтьева Ф.Е. Василюк (1953–2017) предложил считать деятельностью не только активность телесную, но и активность когнитивную: согласно Василюку, переживание – тоже деятельность (и может быть организована на разных уровнях — рефлексии, сознавания, на эмоциональном уровне и даже бессознательно). Большое внимание теория деятельности уделяет мотивации, в том числе ценностным выборам личности, влияющим на мотивы тех или иных действий.

Например, переживание стресса может быть успешно за счёт того, что в сложном ценностном мире стресс (например, боль как таковая) сосуществует с чем-то иным, образуя «ценностно-смысловую структуру» (например, боль можно мужественно переносить, и тогда на первый план выходит Мужество как ценность; боль можно считать искуплением вины и тогда на первый план выходит ценность Искупления).

Гуманистическая психология

В 1960-е годы в противовес психоанализу и бихевиоризму появилась гуманистическая психология, в рамках которой личность понимается как целостная система, находящаяся в движении и изменении. Самоактуализация личности возможна — если созданы условия для такого развития.

Гуманистическая психология как метод во многом опирается на философию экзистенциализма — вопросы жизни и смерти становятся здесь законной темой терапевтической работы. Философия жизни Вильгельма Дильтея (1833–1911), экзистенциальная философия Мартина Хайдеггера (1889–1976), философия диалога Мартина Бубера (1878–1965) и Михаила Бахтина (1895–1975), опыт и философия Виктора Франкла (1905–1997), создателя логотерапии (метода, в основе которого — «исцеление смыслом»), и другие философские концепции органично входят в ткань терапевтических бесед в рамках клиент-центрированного подхода Карла Роджерса, экзистенциального анализа Лэнгле, Dasein-анализа и других направлений гуманистической ветви психологии.

Благодаря гуманистическому подходу и его философии клиенты психотерапевтических сеансов вернули себе право голоса, свободу воли, экспертность и прочие важные для человека свойства. В философии Фрейда человек детерминирован бушующими в нём энергиями, бихевиористы видят основу поведения в социальном окружении, а последователи Роджерса или Франкла воспринимают своих клиентов как равных участников коммуникации, основная тема которой — самоактуализация и развитие личности (и развитие здесь — не научение, а раскрытие внутреннего потенциала в благоприятной среде).

Конструктивистские подходы

Во второй половине XX века в психологии получили распространение конструктивистский и системный подход. Основное внимание в них уделяется не теории личности, а вопросам коммуникации. В такой модели более важными, чем субъекты, становятся связи между ними. Язык служит основой для конструирования реальности, а говорящий оказывается создателем дискурсивной реальности, которая мыслится как единственная. Отсюда многозначность жизненных миров каждого из членов социума, изменчивая идентичность, нарратив как способ бытия. И энергия, и поведение, и даже экзистенциальные вопросы остаются на периферии, уступая место языку как способу организации жизненного пространства. Смысл больше никого не интересует, более важной становится форма сообщения. И реальность как она есть уступает место реальности сконструированной.

Системный подход, пришедший в психологию из естественных наук (общая теория систем), напротив, стремится соединить коммуникацию, контекст, в котором она случается, особенности личности каждого субъекта диалога, в том числе его мотивацию, ценности, эмоциональный фон и прочее, включая неосознаваемые процессы личности, влияющие на коммуникацию.

В XXI веке выбор метода психотерапии остаётся за клиентом. Именно он решает, готов ли он отдать власть терапевту или хочет оставить её себе, готов ли он говорить о сложных периодах своей жизни или исключительно о своих успехах и достижениях, готов ли к медикаментозной или к провокативной терапии. И как бы он хотел, чтобы на него смотрели другие. А вот в какой реальности происходит диалог, чаще всего решает терапевт как ответственный за формат и границы беседы — именно он определяет, будет ли это пространство дискурса (как в нарративной практике) или телесная терапия, эриксонианский гипноз или коучинг (собственно, отголосок бихевиористского научения). И какими словами он будет описывать этот случай, когда понесёт его на «супервизию» — на высший суд коллег.

Сергазина К.. Как изменились представления о человеке в XXI веке? // Инструментариум. Вып. 5. Личность. М.: ФЦГП, 2023. С. 17–20.