Пишем

Земля и земное: преодолевать или одухотворять?

У каждого из нас постоянно перед глазами два доказательства того, что мир не лишён смысла и плана. Одно доказательство — наша собственная судьба. Другое — эстетическое и эргономическое совершенство окружающего нас мира, который в просторечии именуют «природой».

Если добросовестно всмотреться в свою личную историю, обязательно обнаружишь в ней сюжетные линии, яркие поворотные моменты, неслучайное появление персонажей с нужной репликой. Всё это — явные признаки сценария, созданного по известным правилам и путеводствующего героя к заранее намеченной цели.

Поговорка «когда Бог закрывает перед тобой дверь, Он где-то открывает для тебя окно» — не художественное преувеличение, а выражение жизненного опыта многих поколений. При этом говорящий всегда может привести в доказательство множество примеров из собственной жизни.

Другая поражающая воображение особенность личной судьбы — это тщательная проработка Сценаристом декораций и локаций, выбранных в качестве места действия, и список действующих лиц — родителей, учителей, друзей, включая отрицательных и даже зловещих персонажей. Каждый из них появляется в личной истории в нужный момент, каждый произносит хоть одну яркую, запоминающуюся реплику (репризу), которая остаётся в памяти на всю жизнь.

И, конечно, «сибиряк», «кавказец», «москвич», «помор» — не географическая, а типологическая характеристика: пейзаж и климат несомненно влияют на особенности и строй души.

Род

Одна из ценностей отечественной мировоззренческой системы «Четыре грани человечности», включённых нами в блок Земля, — это #род. Род — не что иное как цепь, уходящая одним концом в древность, в национальную почву, а другим — в Небо, в мир Божьего замысла о человеке. Цепь личных историй, багаж генетически закреплённой мудрости, всего того бесконечно важного содержания, которое можно обозначить великим словом принадлежность. Отторгать эту принадлежность, «сбрасывать хвост», который мы получаем в наследство при рождении, значит ставить под сомнение промысел Божий о человеке, нашу глубокую и важную интеграцию в Его творческий замысел.

Самая яркая иллюстрация к понятию #рода — первые же слова Евангелия: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…». Евангелист считает необходимым поставить историю Сына Божия в контекст истории его рода, предъявить еврейскому племени веское доказательство, что Иисус из Назарета — именно Тот, Кого они ждали на протяжении многих веков.

Родина — это ощущение принадлежности #роду в форме глубоко укоренённого чувства родства и узнавания. Именно поэтому внутреннее переживание любви к родине заслуживает крайне бережного и тактичного отношения со стороны внешних сил.

Вообще, все древние цивилизации построены вокруг родоплеменной оси; именно тут обретаются судьбы народов, исполнение пророчеств, наказания и благословения. Нам внушали в советской школе, что секулярная трансформация сознания, преодоление рода — это и есть прогресс. Но можно ли с этим согласиться? Для религиозного человека тут тоже есть вопрос: можно ли считать, что Боговоплощение исчерпало и обессилило ценность #рода? Означают ли слова апостола Павла, «нет ни эллина, ни иудея», окончание патриархальной эры передачи благословения от отца к сыну? Прекратила ли своё действие великая тайна отцовства, родословия, эзотерическая тайна крови?

Нам представляется, что, напротив, понятие #рода получило метафизическую глубину: природная веточка, пускавшая отростки во времени, оказалась привита к Древу Жизни; основанием любого человеческого рода стал Первочеловек, и через него мы были усыновлены самим Богом Творцом. Таким образом каждый из нас оказался растением райского сада.

Сегодняшняя господствующая тенденция — автономизация человека, атомизация человечества: каждый сам по себе. На одной научной конференции довелось услышать выступление учёного мужа, который страстно проповедовал, что любая попытка объединять людей по какому бы то ни было признаку является насилием над человеческой индивидуальностью, злонамеренным манипулированием. Этот эксперт, утрируя, по-своему интерпретировал слова апостола: нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни американца, ни мужчины, ни женщины — все мы только свободные молекулы в пресловутом «первичном бульоне»\1, продолжающем бесплодно кипеть и создавать сущности в случайном сочетании элементов.

Нравственно и эстетически эта картина кажется отвратительной; она оскорбляет все человеческие чувства — потребность в родстве, любви, справедливости, солидарности. Но даже с научной точки зрения – насколько она состоятельна? Так ли неустойчивы возникающие в природе связи? И если химические элементы, сложившись, образуют устойчивые соединения — почему это не может происходить в мире людей?

Семья

Другая важная конструкция, внутрь которой мы помещены «по плоти» — #семья.

В отличие от рода, семья — живая, то есть живущая во времени и пространстве структура; на протяжении нашей жизни она меняет конфигурацию, состав, силу и форму воздействия на нашу личность. Хрестоматийным является представление о «переворачивающемся треугольнике»: сперва дети являются плодом, субъектом воспитания и заботы родителей, а в конце жизни члены семейной «ячейки» меняются ролями, и именно родители становятся предметом заботы и опеки детей.

Семья — это основная площадка для воспитания и проявления важнейших человеческих качеств: способности к пониманию, сочувствию, к заботе о других. Семья представляет возможность каждый день сдавать экзамен на человеческую и личностную зрелость, на соответствие и верность своей миссии и роли.

Не случайно все самые зловещие покушения на ценностное ядро человека обязательно включают в свою идеологию разрушение семьи. Ближайшие к нам по времени попытки — большевицкая деструкция семьи («обобществление» детей, пропаганда предательства, отречения от родителей, облегчение процедуры разводов, разрушение свадебных и семейных традиций, терпимость к абортам и прочее) и зловещие эксперименты 1990-х: «эмансипация» брачных отношений, выволакивание семейных конфликтов в публичное пространство на потеху бездельников и прочее. Результат всегда один: умножение несчастья, отсутствие интереса к жизни, рост числа самоубийств, хронические депрессии, общее ожесточение.

Синтетические суррогаты не способны «заместить» семью, как древнейшую и самую органичную из форм земной жизни.

Более того, здоровая государственность — это тоже разновидность семьи; именно к такому восприятию предрасположен социальный инстинкт человека, в особенности человека русского. Семейная органика, положенная в основу всех форм общежития — гарантия сохранения #человечности в самой напряжённой и конфликтной зоне существования личности.

Природа

Наконец, #природа — декорация, на фоне которой разворачивается мистерия нашей жизни; смиряющий нашу гордыню макрокосм, для которого мы — лишь один из элементов. Поэт Юрий Кублановский, с его обострённым поэтическим зрением, рассказывал, что пережил острейший кризис веры, осознав, «увидев», подлинный масштаб мироздания и ничтожность нашего присутствия в ней.

Степень нашей зависимости от физического самочувствия вселенной поражает. Взрослея, мы осознаём, что химический состав воздуха, атмосферное давление, ноябрьская «хмурь» (долгое отсутствие солнечного света), даже сужение видимого горизонта оказывают сильнейшее воздействие на наше мировосприятие, настроение, способность здраво судить, не говоря уж о самочувствии и наличии душевного и физического тонуса. И это вовсе не ментальная слабость, не свидетельство недостаточного стоицизма, а здоровое свидетельство того, до какой степени мы вписаны в большой мир, являемся его частью и служим ему. В конце концов, человек был создан садовником; и смена сезонов для человека — один из аспектов его ответственности, как прогноз погоды для лётчика или рыбака.

Кроме того, #природа — самое удобное для наблюдения доказательство осмысленности мира. Ничто так не лишает воли к жизни, как опасение, что всё вокруг — лишь хаотичное нагромождение случайностей. И тогда смерть, разрушение сознания, тупик личного развития — лишь закономерный итог нелепой карусели. Но осознанное наблюдение #природы, её законов, сложнейших, слаженно работающих механизмов служит для понимающего человека самым убедительным доказательством наличия в мире плана, законов, и, что особенно важно, #блага и #красоты.

Под этим углом зрения телесность, которая кажется некоторым крайним спиритуалистам лишь обременением, видится нам пуповиной, соединяющей нас с бесконечным процессом Творения — идущего как на верхних, недоступных нашему зрению этажах мира, так и на нижних, открытых нашему опыту и воздействию, и даже в подвале утраченных смыслов, забытых истин, исчерпанных проектов, откуда приходят в наш мир лишь гулкие таинственные стуки и неразличимые голоса.

Итак, что же мы получаем при рождении вместе с телом, в «выписном конверте» (как говорят в роддоме)?

Мы получаем, во-первых, генетический код, комплекс накопленных нашим #родом особенностей, предрасположенностей, реакций, свойств; мы получаем #семью — как команду, как готовый список действующих лиц, которых мы не выбирали, но которым суждено стать активнейшими участниками нашей судьбы и эмоциональной памяти; и, наконец, мы получаем родину, локализацию на поверхности земли, прописку — как будто мы цветная кнопка, воткнутая в карту мира.

Текущее состояние окружающей нас #природы — экология, степень урбанизации, климат с его изменениями — с первым вдохом жизни войдут во все наши составы, включая высшие формы личности, душу и разум.

Мы получаем при рождении уникальный гибридный двигатель плоти и духа, и эта изначальная комбинация не может быть случайной погрешностью, дефектом, который необходимо преодолеть. Но тут, конечно, скрыт известный парадокс: человек вступает в игру Бога во времени и пространстве, но предназначен для жизни в вечности, куда отправится с багажом приобретённого за время жизни в теле.

Разные цивилизации по-своему трактуют и разрешают этот парадокс. Православная русская традиция проницает Человека в его многосоставности, в его диалектической сложности. Но всё равно этот вопрос нельзя считать решённым раз и навсегда: каждая эпоха по-своему переживает конечность и бесконечность жизни. От природного корня ствол всякого дерева растёт ввысь, и ветви обживаются в разреженном воздухе вершин, научаясь жить в Небе.


Примечание
1. Первичный бульон — термин, введённый советским биологом Александром Ивановичем Опариным. В 1924 году он выдвинул теорию о возникновении жизни на Земле через превращение в ходе постепенной химической эволюции молекул, содержащих углерод, в первичный бульон.


Опубликовано: Инструментариум. Вып. 6. Земля. М.: ФЦГП, 2024. С. 4-8.