Пишем

Судить нельзя рефлексировать

«Выходишь в парк с утра: детишки, клумба, мамы, цветы. Садишься на скамью, шнурком прикидываешься, и… н а б л ю д а е ш ь:…» — начинает свой сеанс приостановки непродуманных реакций и суждений Наталия Ивановна Кузнецова.

Для нас, выпускников Философского факультета РГГУ, она — Учитель, профессор, доктор философских наук, создатель и исполнитель курсов «Этика» и «Философия науки» на нашем факультете, неизменный наставник и голос мудрой мысли. Для тех, кто приходит на «лекции-консультации» проф. Кузнецовой в Федеральном Центре Гуманитарных Практик в РГГУ она — легенда советской и постсоветской философии, а сегодня — главный научный сотрудник Института истории естествознания РАН. Для героев её повествования она то «Наташа, которая, то вечно была влюблена», то цепкий исследователь-интервьюер, то бабушка собственного внука, то …шнурок на скамейке рядом с клумбой, мамами-детишками, цветами.

Ну всё, думаю, утренник деток и мам, окружённых цветами, сейчас перестанет быть томным. «Шнурок»-аналитик не дремлет и спуску не даст ни себе, ни другим «человекам» в своём наблюдении.

Цикл «лекций-консультаций» Н.И. Кузнецовой, вводящий в теорию аксиологии, придумали мы, Лаборатория аксиологических исследований. То есть придумывает-то его она, но «потребность», «желание» — наше. Мы сами немного запутались в трёх соснах ценностей, целей и смыслов. Перепроизводство аксиологического творчества — новые курсы, учебники, списки ценностей и иерархии благ — пониманию аксиологии, понятия скомпрометированного, не терпящего напора и нахрапа, вовсе не поспособствовало. Хочется остановиться и понаблюдать. За собой в том числе, да и в первую очередь.

Профессор Кузнецова не торопится «войти в предмет» и тормозит немного тех, кто хочет побыстрее «разобраться с ценностями», тем более, что кто только ни говорит о них теперь. Сначала Этика и её несводимость к стройному единству, кодексу и предписанию. Этика и этикет, особенно в «корпоративных кодексах», спутаны почти везде и всегда. Да и в целом всё очень запущено, — предупреждает Н.И. Кузнецова, — этическая рефлексия крайне мало задействована. Мы судим и высказываемся автоматически, в том числе и в общении с детьми. А объяснить ребёнку, почему всё же «лучше» платить за проезд на автобусе, например, оставаясь в пределах этического (а не импульсивного, эмоционального, экономического) и вовсе почти невозможно. Вербализация — этап необходимый, но отнюдь не всё решающий! Вот почему поэма В. Маяковского («Что такое хорошо…») никогда не сойдёт с книжных страниц. Интериоризация и персонализация предшествуют оценке (и самооценке) и рефлексии, однако, претворение её плодов в «этическое регулирование» вновь неочевидно. Это темы будущих лекций-бесед Наталии Ивановны.

Первая встреча цикла «Многоликость этики как Большая проблема» состоялась 13 октября. В ней приняли участие сотрудники ФЦГП и ЛАИ, сотрудники, студенты, выпускники, магистранты и аспиранты ФФ РГГУ, магистранты из НИУ ВШЭ. Наталия Ивановна предложила демаркацию «научной» и «философской» этики (которая позволит их избавить от взаимных ложных ожиданий), наметила план постепенного знакомства с исторически возникшими этическими системами (гедонизм, утилитаризм, этика долга, этика любви…), опять же внеположными друг другу, и обозначила точку исследователя этического многообразия — имморализм.

Вторая встреча — «Этика и рефлексия» — состоялась 3 ноября. В ходе цикла Наталия Ивановна знакомит участников с экспериментом Владимира Александровича Лефевра, исследованием Софьи Густавовны Якобсон, идеями Михаила Александровича Розова и их статьями, написанными в соавторстве. Собственно, это только начало. Ближайшая встреча, похоже, будет посвящена пресловутым «целям и ценностям». Пока же главное правило безопасности в преддверии этого разгорячённого «и» или двойного «Ц»: принцип деликатности.