Пишем

Философические прогулки

Март и апрель в Москве — скорее зимние месяцы, но в этом году ранняя весна — осевшие сугробы, высохшие под лучами солнца тротуары, бешеное чириканье воробьёв… Хорошее время, чтобы пройтись по московским улицам и переулкам, вспомнить имена философов, так или иначе связанных с Москвой.

Наша прогулка начинается у дома Хомякова по адресу Петровка, 3, на углу с Копьёвским переулком, в котором жил один из основателей славянофильства, поэт и философ, богослов Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), 220- летие которого мы отмечаем в этом году. Здесь гостях у четы Хомяковых бывал Н.В. Гоголь. Здесь в 1826 году в доме состоялся торжественный обед по случаю основания журнала «Московский вестник», на котором присутствовали А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов, А. Мицкевич и другие. В течение 1830-х годов у мыслителя сложилась система взглядов, которую позднее критики назовут «славянофильством». Своеобразным толчком для его мыслей послужила публикация в 1836 году в журнале «Телескоп» «Философических писем» П.Я. Чаадаева, критиковавшего прошлое России и призывавшего к копированию европейского пути. Среди прочего А. Хомяков говорил о «соборности», впоследствии осмысливавшейся многими поколениями философов и богословов и вошедшее без перевода в европейские языки как sobornost’. Кроме того, Хомяков изобрёл дальнобойное ружьё и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны. Занимаясь лечением крестьян в своей усадьбе в Тульской губернии во время холерной эпидемии, Алексей Степанович заболел и умер 23 сентября 1860 года. В усадьбе сегодня располагается дом-музей.

От дома Хомякова спускаемся к Театральному проезду и идём на Моховую. Справа от нас остаётся Тверская, где за спиной Юрия Долгорукова, в Институте Маркса – Энгельса – Ленина работал один из крупнейших философов XX века Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (1885–1971). Бывал в Театральном проезде и немецкий философ Вальтер Беньямин (1892–1940) во время пребывания в Москве (жил Беньямин на Садовой-Триумфальной, 7 в «третьеразрядной гостинице «Тироль» (дом не сохранился), однако ходил в театры, много писал, работал в архивах; об этом можно прочитать в его эссе «Москва»).

Следующий адрес — Моховая, 7, памятник Ломоносову и Московский университет. Кто только не был причастен к этому храму науки в XIX и начале XX века! А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.В. Станкевич, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. И.В. Киреевский, Б.Н. Чичерин и М.Н. Катков, Вл. С. Соловьёв и В.В. Розанов, Г.Г. Шпет, В.Ф. Эрн, А.Ф. Лосев, С.Н. Трубецкой И.А. Ильин, С.Н. Булгаков… В 1920 году профессором Московского университета стал Н.А. Бердяев, а в 1921 году здесь начал преподавать С.Л. Франк. В домовом храме университета в честь великомученицы Татьяны 13 августа 1900 года отпевали Вл. С. Соловьёва.

Много других славных имён можно назвать, но мы движемся дальше — к Дому Пашкова, где с 1874 по 1899 год работал библиотекарем Румянцевского музея (ныне — Российская государственная библиотека) один из родоначальников русского космизма Николай Фёдорович (Павлович) Фёдоров (1829 –1903), которого называли «московским Сократом». В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Именно к нему в библиотеку приходили «пообщаться» Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьёв. Кстати, учеником Фёдорова был отец русской космонавтики К.Э. Циолковский.

От Дома Пашкова сворачиваем на Знаменку. Наш путь лежит в Крестовоздвиженский переулок, к дому 2/12, где до высылки на «философском пароходе» жил философ, писатель и публицист Иван Александрович Ильин (1883–1954), чьи труды относительно общественного устройства России оказали влияние на некоторых российских интеллектуалов и политиков.

От дома Ильина — на Арбат. В доме Пороховщикова (Староконюшенный, 36) в 1890-х годах жил философ, публицист, профессор и ректор Московского университета С.Н. Трубецкой. У Трубецких проходили первые чтения трудов Вл.С. Соловьёва.

Следующий адрес — Дом Лосева (Арбат, 33). Здесь расположены научная библиотека и мемориальный музей философа, филолога и переводчика Алексея Фёдоровича Лосева (1893–1988). А. Ф. Лосев прожил в этом доме почти 50 лет, с 1941 по 1988 год. Сам он называл себя «философом мифа, числа и имени». Автор более тысячи научных публикаций, 40 книг, из которых наиболее значительными являются «Философия имени» (1927), «Диалектика мифа» (1930), «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957), «История античной эстетики», удостоенная в 1986 году Государственной премии, и многих других. В 2004 году была открыта Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Основой её фонда стало 11 -тысячное мемориальное книжное собрание, переданное женой, ученицей и наследницей философа — А.А. Тахо-Годи. В 1929 году А.Ф. Лосев принял тайный постриг в монахи под именем Андроник.

Далеко в стороне, через Новый Арбат, на Поварской, остаётся ИМЛИ (Институт мировой литературы имени А.М. Горького), одним из организаторов которого был философ и первый редактор журнала «Советский музей» Иван Капитонович Луппол (1896–1943).

Следующая точка нашего философского маршрута — дом-музей А. И. Герцена на Сивцевом Вражке, 27 (сейчас это филиал Государственного литературного музея). Александр Иванович Герцен (1812–1870), русский публицист-революционер, писатель, педагог, философ, прожил в этом послепожарном ампирном особняке с мезонином, который его отец Иван Яковлев купил в 1839 году специально для сына, с сентября 1843 года до отъезда за границу в январе 1847 года.

Идём в Большой Власьевский переулок, 14, где с 1915 года жил Николай Александрович Бердяев (1874–1948) русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализма и персонализма, чьё 150-летие мы будем отмечать в этом году. Когда видного финского философа попросили назвать трех величайших мыслителей России, он назвал Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Николая Бердяева. Бердяев был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1942–1948).

Идём дальше. Через Гагаринский, Пречистенский, Лопухинский переулки выходим на Остоженку. Здесь — дом (Остоженка, 16), в котором в семье молодого профессора-историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820–1879) в 1853 году родился четвёртый ребёнок — сын Владимир, будущий философ Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900). Сам С.М. Соловьёв родился и прожил 30 лет на Остоженке, 38, в здании Коммерческого училища, где служил его отец Михаил Васильевич. Философские идеи Вл.С. Соловьёва — особенно учение о Софии — оказали значительное влияние на символистов. Этот крупнейший русский философ-метафизик и незаурядный поэт — предвестник символизма, кроме прочего, придавал то ли мистическое, то ли целебное значение скипидару: он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и называл это шутя Bouquet Solovieff.

Возвращаемся на Пречистенку и движемся в направлении Садового кольца. Пересекаем его и выходим на Девичье Поле. Там, на улице Бурденко, в доме 16/12, в квартирах 21 и 22 работает Музей священника и философа Павла Александровича Флоренского (1882–1937). Большую часть жизни Павел Флоренский прожил в собственном доме в Сергиевом Посаде, который купил в 1915 году. Тогда же в Москву переехала его семья из Тифлиса. Мать Ольга Флоренская, его сёстры и брат приобрели пятикомнатную квартиру, которая после революции превратилась в коммуналку, Флоренским оставили две комнаты, одну из которых вскоре отобрали. С 1921 года Павел Флоренский начал работать в Главэлектро и часто останавливался у своей семьи. В 1990-е годы были начаты переговоры с властью о создании мемориального музея-квартиры, и в год 60-летия смерти Флоренского, в 1997 году музей был открыт. Круг интересов этого философа был огромен, определение Флоренского как русского Леонардо да Винчи стало классическим, его также называют Паскалем нашего времени.

Наша прогулка завершилась. Но она была бы неполной без рассказа о точке, оставшейся за пределами пройденного маршрута, — городской усадьбе Е. Г. Левашёвой по адресу Новая Басманная улица, дом 20, стр. 3. В одном из её сохранившихся флигелей с 1833 по 1856 годы возможно проживал писатель, публицист, философ Пётр Яковлевич Чаадаев, «басманный философ», как его называли многие друзья. Он дружил с Пушкиным, Грибоедовым, Хомяковым и другими. В 1836 году в журнале «Телескоп» он опубликовал статью под названием «Философические письма», после чего журнал был закрыт, редактор журнала сослан, цензор уволен со службы, а Чаадаев объявлен душевнобольным и отправлен под домашний арест. Именно эта публикация способствовала началу двух течений русской философской мысли — западничеству и славянофильству. Квартира писателя состояла из трёх комнат, в ней по понедельникам устраивался литературный салон. Здесь же Чаадаев скончался в 1856 году. У Чаадаева в 2024-м — годовщина, 230-летие.

На фото: Дом Лосева ( Арбат, дом 33). Фото К. Преображенского. 2024.