Пишем

Термины и концепции

«Мы — всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть — в земле, третья — в небе... Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы — их оживлённое сознание».


Меньшиков М.О. «Письма к ближним»


Сегодня над самим существованием России как исторической формации с собственным цивилизационным проектом нависла величайшая опасность. Вместе с тем, по-видимому, текущий момент обеспечивает совершенно уникальные возможности, редкий шанс скорректировать траекторию развития. Трудно не согласиться с председателем КНР Си Цзиньпином: такая комбинация выпадает раз в столетие, если не реже.

На наших глазах происходит не просто локальное военное противостояние, а именно лобовое столкновение цивилизаций. В условиях острейшего глобального кризиса, в процессе трансформации миропорядка решающим оказался вопрос ресурсов каждого из участников. Важны ресурсы как отдельной человеческой личности — её зрелость, мотивация, способность противостоять обману, враждебному обольщению, так и государственные ресурсы каждой из великих держав. Россия, с её тысячелетней историей и духовной традицией, богата этими ресурсами так же, как и всеми остальными: мы — страна профицита, мы одни из немногих, у, кого ещё остались природные богатства, полезные ископаемые, земля, лес, вода; но в первую очередь мы — обладатели уникального духовного и культурного наследия.

Сегодня наравне с мобилизацией промышленности и обороны необходима гуманитарная мобилизация — включение механизма духовного сопротивления чужеродному, качественное изменение системы образования, очищение отечественной культуры, всеобщее осознание ценностей русского культурного кода.

24 февраля 2022 года в России вновь случилась Февральская революция: закончился не просто 30-летний период перехода от планетарного социалистического проекта к какому-то новому этапу суверенного государственного строительства — закончился более значительный 300-летний период вестернизации, начатой ещё Петром I. Эта вестернизация сформировала наше особое отношение к Западу — ученическое, восхищённое и полное иллюзий. Вместе с тем образованный класс страны часто исходил из того, что мы сами способны порождать лишь вторичное, подражательное, списанное с чужих лекал. Это чувство научной и культурной неполноценности не имело под собой никаких оснований — напротив, было множество примеров яркого, самобытного, гениального, созданного без оглядки на иностранные образцы; но нашу самооценку это, парадоксальным образом, не меняло.

Сегодня происходит отрезвление, осознание нашего места в мире, ценности нашего собственного опыта и наследия. Всё, что было в европейской культуре здорового и ценного, мы освоили и приспособили для своих нужд. А вот у такого Запада, каким он становится сегодня, России искать и просить нечего. Это не нам окончательно отказали в участии в «концерте держав» — мы сами больше не хотим играть в чужом оркестре, по прихоти обезумевшего дирижёра.

Это остро ставит задачу определиться с дальнейшим курсом, с содержательным наполнением государственной политики, с ключевыми точками, позволяющими воздействовать на общество и направлять его в соответствии с новой цивилизационной задачей. Эта задача — гармоничное и устойчивое развитие России на основе традиционных ценностей, с учётом духовно-нравственных и культурных традиций народов, населяющих Россию. Россия может и должна дать ответ на многочисленные вызовы — демографический, геополитический, технологический, экологический, ценностный.

Важно, что речь не о каком-то неслыханном новшестве или чудодейственной формуле, открытие которой разом развяжет узлы всех проблем; целительные силы уже не раз спасительно проявлялись в критические моменты нашей истории. Все рецепты и базовые ценности прописаны и содержатся в русском культурном коде. Лучший способ не просто устоять в происходящей глобальной трансформации, а обрести новые силы и стимулы — это изучение собственной истории, культуры и духовности, последовательное избавление от чужеродного, позаимствованного, бездумно скопированного у, наших геополитических противников; и вместе с тем уважительное и конструктивное взаимодействие с другими цивилизационными проектами, настроенными на сотрудничество и совместное строительство новой архитектуры мира.

Несколько важных особенностей России как цивилизации:

· Россия — цивилизация профицита: она имеет всё, что необходимо для успешного развития — ресурсы, территорию, научную базу, таланты, опыт многовекового сосуществования разных народов, религий и укладов. Немаловажно, что в настоящий момент существует определённый общественный консенсус и поддержка власти, что позволяет принимать стратегические решения с опорой на народное большинство (это — новая итерация такого традиционного понятия, как «народность»).

· Россия имеет опыт успешного противостояния внешнему давлению, отстаивания своего суверенитета, опыт независимой внешней политики, вызывающей уважение других стран и народов. Эта независимость опирается на передовые военно-технические средства и обеспечена устойчивостью власти, имеющей широкую народную поддержку.

· Россия — едва ли не единственное государство, где в целом удалось решить задачи межконфессионального мира и гармоничного многообразия. «Дружба народов» — понятие, рождённое в СССР, — не фикция, а реальность. Этот опыт мы можем использовать в собственном госстроительстве и предложить для использования другим полиэтничным странам как ценную и проверенную временем практику.

· Другим идеологическим продуктом, который Россия сегодня предлагает миру, может быть естественная, органичная нормальность — верность традиционным правилам и понятиям, от которых сегодня самоубийственно отказывается Запад. Манифестации венгерского премьера Виктора Орбана показывают, как высок в мире спрос на здоровые, укоренённые в традиции принципы и взгляды. Россия имеет все основания для того, чтобы выступить гарантом сохранения этих принципов, верности здоровой и освящённой веками норме. В нашем понимании это не противоречит ни развитию, ни инновационности, ни технологическим прорывам — а, напротив, создаёт для них фундамент, мотивацию и ценностную базу. Главное, чтобы технологическое развитие не замещало государственную просветительскую и образовательную работу в сфере ценностей и идей; чтобы технология не превратилась в такого же идола, какими поочерёдно были в течение последних столетий наука, социальная справедливость, экономика. Ни экономика, ни технология не могут сами по себе быть государственной политикой: они лишь средства, инструменты для решения долгосрочных задач.

· Одной из ключевых особенностей русского гражданского сознания можно считать стремление к справедливости, к правде — в широком понимании соответствия происходящего интуитивно присутствующим в душе русского человека понятиям о должном. От власти, от государства русский человек требует в первую очередь правды: прямого, честного разговора, отказа от лицемерия и двойных стандартов, социальной справедливости, человечности, неукоснительного наказания злодеяний. Государство вправе встречно требовать от своих граждан служения — желания и готовности прикладывать все свои силы и способности на благо родины, а не ради одних только материальных стимулов. В этом встречном движении — основа нового общественного договора, который должен родиться из сегодняшних испытаний.

· Ещё одно важное свойство русского менталитета — привнесение в общественные отношения эмоциональной составляющей, горячего и страстного отношения. «Ничего личного» — это не про нас, у, нас всё — «личное»: и доверие главе государства, и бизнес, и взаимоотношения друг с другом. Этому бесполезно противиться: русский человек всегда будет тяготеть к «семейному» устройству государства, он будет апеллировать к главе государства как к отцу, а в любые межличностные отношения будет стремиться привнести начала братства и сердечности. Наш исторический опыт вполне позволяет выработать политические модели, использующие во благо эту русскую особенность.

· Как некогда П. А. Столыпин считал, что идеальным строителем России должен стать собственник, промышленник, предприниматель, так мы, продолжая его мысль, считаем, что одной из важнейших задач является возвращение гражданину России чувства собственного достоинства. Многое для этого уже делается: страна ощутила вкус жить собственным умом, жить не по чужой указке, с оружием в руках защищать своё право на суверенитет; заработали социальные лифты; много делается для одарённых детей; власть стимулирует активных, сознательных граждан, привлекает их к управлению. Всё, что может ещё быть сделано ради воспитания людей, наделённых чувством собственного достоинства, должно быть сделано. Это важнейшая идеологическая задача, гарантия от шатаний, мировоззренческой незрелости, инфантилизма. Той же цели служит помощь семье, стимулирование многодетности, забота о здоровье.

Мировоззрение vs идеология

Существует правовая коллизия, связанная с тем, что российская Конституция прямо запрещает создание государственной идеологии. На наш взгляд, время идеологий как наследия ХХ века, действительно, прошло. Идеология — это умозрительная конструкция, под которую насильственно подгоняют живую жизнь в её многообразии и непредсказуемости. Мы считаем правильным не изобретать очередную механическую систему, какой бы правильной она ни казалась, а обозначать приоритеты и ценности государства в деле цивилизационного строительства и затем методично и последовательно направлять живой поток общественной жизни, оказывая поддержку полезному и здоровому, защищая общество от вещей губительных, вредных для здорового развития. Это работа не для политтехнолога, а для садовника, удобряющего почву, выпалывающего сорняки, поливающего своё растение, уничтожающего вредителей. Эта работа может и должна происходить в сотрудничестве власти и общества, в рамках общей, ясно поставленной задачи: создания справедливого, безопасного, красивого дома для всех народов, входящих в русский мир, приверженных русской культуре и системе ценностей.

Русская цивилизация — это цивилизация длинных сроков, огромных пространств, больших временных циклов. Кроме истории, у, России есть метаистория, по выражению Даниила Андреева, — то есть особая роль в «тектонических» планетарных процессах. Планировать необходимо «вдолгую», строить далеко идущие планы, взаимодействовать с теми силами в мире, которые хотят и умеют заглядывать за горизонт сегодняшнего дня. Русский проект — это не только оборона, защита, но и созидание. Важная часть этой работы — «исправление имён», как говорил Конфуций, то есть возвращение словам и понятиям их изначального смысла, очистка системы ценностей и приоритетов от примесей и искажений. Необходимо осуществить инвентаризацию понятий, многие из которых являются либо заимствованиями, либо результатами планомерной разрушительной деятельности наших противников. Нужно, как говорил Иван Аксаков, «отчистить родные источники».

Необходимо создать класс продюсеров национальных ценностей — такую задачу, в частности, ставит перед собой недавно созданный Федеральный центр гуманитарных практик. Перед нами была поставлена задача изучить условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России; определить точки приложения усилий государства по решению этой задачи; предложить методики мониторинга эффективности государственной политики в этой области. Эксперты ФЦГП разработали отечественную мировоззренческую систему, включающую оригинальную модель личности, которую можно практически использовать в системе образования, управления культурой, общественных отношений. При выявлении и отборе терминов и понятий использовались технологии искусственного интеллекта, данные социологических опросов и аксиологические исследования.

Разумеется, любой отбор ограниченного числа понятий из расширенного списка неизбежно имеет характер авторского допущения, гипотезы. Мы исходили из задач практического применения нашей гипотезы: нужно было определить точки входа, место приложения сил государства для культивации жизненно важных для русского цивилизационного проекта ценностей и личных качеств. На основании ценностных исследований будут разработаны новые принципы картографирования и мониторинга эффективности государственной культурной политики и дальнейшего совершенствования отечественной образовательной системы.

Конечными задачами государственной работы в сфере традиционных ценностей мы считаем:

· построение суверенной модели традиционных духовно-нравственных ценностей, очищение источников русской духовности и восстановление в правах важнейших нравственных приоритетов;

· обеспечение мобилизации общественного сознания и, в конечном счёте, выживания России в ситуации острой трансформации мирового порядка; противодействие внешним деструктивным влияниям и попыткам замещения традиционных духовно-нравственных ценностей чужеродными симулякрами; всемерное содействие установлению доверия между властью и обществом;

· продолжение развития русского суверенного цивилизационного проекта на основе уважения к другим культурам и цивилизациям, настроенным на взаимодействие и сотрудничество с Россией; активное участие в формировании актуальной глобальной повестки; выработка новых принципов и механизмов мировой безопасности и сотрудничества.

ФЦГП участвует в реализации Указа Президента РФ № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утверждённого 9 ноября 2022 года, в сфере дальнейшего изучения ценностей, составляющих русский культурный код, и в разработке новых принципов мониторинга, планирования и оценки эффективности усилий государства по созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. При этом традицию мы понимаем не как призыв к реставрации, реконструкции великого прошлого, а как выявление, раскрытие базовых паттернов, содержащихся в русском генетическом коде, в коллективном духовном опыте, в памяти нации. Традиционные ценности — это, по нашему пониманию, такие, которые не нуждаются в привнесении извне, в хитроумной имплантации в душу и разум человека, — наоборот, они на подсознательном уровне распознаются человеком как свои, знакомые, органичные.

ФЦГП видит своей задачей развитие и продвижение прикладного гуманитарного знания в сферах образования, культуры и государственной политики. Мы стремимся содействовать коммуникации между властью, экспертным сообществом, различными стратами российского общества.

В центр нашей модели личности мы положили человечность — целый комплекс понятий, ключевых для русского мировосприятия: совокупность любви, великодушия, милосердия, дружбы, братства, жертвенности, сочувствия (того, что некоторые исследователи объединяют словом «эмпатия»). Русский человек не может быть счастливым и цельным, если его убеждения и существование в обществе и в мире не будут окрашены человечностью.