Эта реплика, собрание личных соображений, появилась в результате моего опыта и общения с большим количеством сторонников и противников частного образования — идейных и мнимых. С теми, кто может позволить себе обучать детей в частной школе, и с теми, кто не может. Среди последних были те, кто признаёт эту невозможность и те, кому сложно это признать. И — не менее важное — я говорил с теми, кто работает в частных школах по найму и не является собственником или выгодополучателем.
Надо сказать, что, конечно, есть очень хорошие частные школы, но их мало, как и всего хорошего. Есть ещё частные религиозные школы — в них обучение и мотивация выстроены иначе и про них речь не идёт. Как не будет речи и о проблемах государственных школ, хотя они есть и, если их количество становится критическим, родители начинают посматривать в сторону частных школ.
На мой взгляд, частное школьное образование в России — это не роскошь, а способ продемонстрировать другим свою успешность. Настоящая роскошь сегодня — обучение детей в рейтинговых государственных школах — лицеях и гимназиях, номера которых родители между собой называют с придыханием (иногда обучение там обходится гораздо дороже, чем в частных школах, особенно если добавить услуги репетитора). В эти школы сложно попасть. Ценны они тем, что в них — в восприятии родителей — воспитывают элиту. И оттуда проще попасть в вузы с распределением. Престиж таких государственных школ значительно поднялся с 2022 года. Это маркер стратегического видения, которым руководствуются родители: в сложные времена надо быть ближе к государству.
До 2022 было иначе — многие частные школы воспринимались как ступенька — «бесшовная» возможность получить образование за границей. Этот вектор отражался в оформлении пространств, названиях, выборе предметов для дополнительного образования, в нарочитом отказе учителей представляться по имени и отчеству и даже в переходе всех со всеми на «ты». Растерянность после начала СВО переместила эти школы в пространства подчёркнутого нейтралитета — как будто это иностранные школы для иностранцев.
Принимая решение обучать ребёнка в частной школе, родители, скорее, избегают своего собственного негативного опыта, полученного в государственной — часто советской — школе. Руководство частных школ это чувствуют, понимают и используют. Коротко говоря, частные школы создают условия, в которых комфортно родителям.
Основные отличительные черты этих условий:
Все эти условия ведут к ещё большей инфантилизации общества. Дети не готовы к взрослой жизни, которая начинается сразу, как человек покидает школу.
Но помним, что главное для руководства и собственников частных школ — не уровень знаний и подготовленность детей, а удовлетворенность родителей, которые платят деньги. Выходит, родители сами платят за то, чтобы их детей учили меньше и хуже, но хорошо развлекали и оберегали от стрессов.
Во время наших бесед кто-то сказал мне: «Частные школы — это передержка детей богатых родителей». А кто-то другой продолжил оптимистично и мечтательно: «Вот, если б кто-то воссоздал советскую школу, такую, как показывали в „Приключениях Электроника“, — с хорошими учителями, заботливыми людьми и работой по совести на будущее страны, — вот это была бы лучшая частная школа».
На самом деле, главная задача — опять сделать государственные школы именно такими.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 8. Такие разные # Я: личность, индивидуальность, точка сборки. М.: ФЦГП, 2024. С. 25–26..
Надо сказать, что, конечно, есть очень хорошие частные школы, но их мало, как и всего хорошего. Есть ещё частные религиозные школы — в них обучение и мотивация выстроены иначе и про них речь не идёт. Как не будет речи и о проблемах государственных школ, хотя они есть и, если их количество становится критическим, родители начинают посматривать в сторону частных школ.
На мой взгляд, частное школьное образование в России — это не роскошь, а способ продемонстрировать другим свою успешность. Настоящая роскошь сегодня — обучение детей в рейтинговых государственных школах — лицеях и гимназиях, номера которых родители между собой называют с придыханием (иногда обучение там обходится гораздо дороже, чем в частных школах, особенно если добавить услуги репетитора). В эти школы сложно попасть. Ценны они тем, что в них — в восприятии родителей — воспитывают элиту. И оттуда проще попасть в вузы с распределением. Престиж таких государственных школ значительно поднялся с 2022 года. Это маркер стратегического видения, которым руководствуются родители: в сложные времена надо быть ближе к государству.
До 2022 было иначе — многие частные школы воспринимались как ступенька — «бесшовная» возможность получить образование за границей. Этот вектор отражался в оформлении пространств, названиях, выборе предметов для дополнительного образования, в нарочитом отказе учителей представляться по имени и отчеству и даже в переходе всех со всеми на «ты». Растерянность после начала СВО переместила эти школы в пространства подчёркнутого нейтралитета — как будто это иностранные школы для иностранцев.
Принимая решение обучать ребёнка в частной школе, родители, скорее, избегают своего собственного негативного опыта, полученного в государственной — часто советской — школе. Руководство частных школ это чувствуют, понимают и используют. Коротко говоря, частные школы создают условия, в которых комфортно родителям.
Основные отличительные черты этих условий:
- ослабленная/сниженная дисциплина и минимизация любых формальностей (вплоть до оценок); в результате требовательность воспринимается как жестокость, а уровень знаний и умений у детей оказывается низким;
- мнение ребёнка очень важно, причём по всем вопросам («ребёнок сам знает, ребёнка надо слышать»); в результате ребёнок оказывается в стрессе и дезориентирован; взрослый, который его должен вести за собой, учить, направлять и заботиться, опускается на уровень ребёнка, уровень общения в коллективе становится горизонтальным, детско-подростковым, авторитет учителя теряется;
- невоспитанность и распущенность воспринимаются сообществом как «милый вариант нормы и свободы», это создаёт аморальную атмосферу;
- в сообществе принято считать, что многие знания, которые в школах раньше внедрялись в головы детей, оказываются невостребованными в будущем, следовательно, они не нужны в школах, а новых знаний никто не предлагает. Главным считается желание ребёнка учиться — но, если его нет, на ребёнка не давят. В результате дети вырастают ограниченными и с отсутствием интереса к обширным областям знаний.
Все эти условия ведут к ещё большей инфантилизации общества. Дети не готовы к взрослой жизни, которая начинается сразу, как человек покидает школу.
Но помним, что главное для руководства и собственников частных школ — не уровень знаний и подготовленность детей, а удовлетворенность родителей, которые платят деньги. Выходит, родители сами платят за то, чтобы их детей учили меньше и хуже, но хорошо развлекали и оберегали от стрессов.
Во время наших бесед кто-то сказал мне: «Частные школы — это передержка детей богатых родителей». А кто-то другой продолжил оптимистично и мечтательно: «Вот, если б кто-то воссоздал советскую школу, такую, как показывали в „Приключениях Электроника“, — с хорошими учителями, заботливыми людьми и работой по совести на будущее страны, — вот это была бы лучшая частная школа».
На самом деле, главная задача — опять сделать государственные школы именно такими.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 8. Такие разные # Я: личность, индивидуальность, точка сборки. М.: ФЦГП, 2024. С. 25–26..