Пишем

Гуссерль в XXI веке

Эдмунд Гуссерль (1859–1938) — немецкий философ из еврейской семьи, основатель феноменологии — ещё в начале XX века посвятил несколько своих статей кризису европейских наук, как он их понимал, и жизненным кризисам «европейского человечества». Особенно досталось психологии, претендующей на то, чтобы считаться естественно-научной дисциплиной, — и другим «наукам о духе».

Основная претензия философа к таким наукам, что они, «ослеплённые натурализмом», забыли об «универсальной и чистой науке о духе» (то есть логике и философии), от которой зависит в том числе и здоровая духовность.

В качестве основного принципа познания Гуссерль предлагает принцип очевидности: для того чтобы познавать мир, достаточно очевидного, предварительные теории не нужны, достаточно «непосредственного созерцания». При этом созерцание — процесс не пассивный, а активный и связанный с чувствами. Это как бы чувственное и активное созерцание основано на свойстве сознания, которое Гуссерль называет интенциональностью — направленностью сознания на объект (то есть речь идёт не о сознании как таковом, а всегда — «о сознании о чём-то»). Объектами, на которые обращает внимание наше сознание (то есть интенциональными объектами по Гуссерлю), могут быть как объекты внешнего мира, так и идеи — объекты психической реальности, присущие сознанию априори (речь идёт о врождённых идеях; ср. у, Канта — идея Бога, лежащая в основе морального закона).

Феноменология, предложенная Гуссерлем как новая наука, и состоит в исследовании интенциональных объектов — феноменов сознания. Само созерцательное сознание Гуссерль называет «интуицией».

В XX веке феноменологические подходы в психологии, антропологии и других гуманитарных науках в большей степени развили гуссерлевскую идею о важности «вчувствования», вживания в другую культуру при её изучении (ср. включённое наблюдение).

Однако не менее важным в ситуации кризиса философии и идеологии в XXI веке кажется обращение к базовым положением гуссерлевской феноменологии — к теории познания и к учению о присущих нам априори содержаниях сознания (эйдосах). Именно такой путь проделывает и сам Гуссерль, в качестве пути выхода из кризиса европейской цивилизации предлагая современникам новую науку — философскую феноменологию.

Развивая идеи Гуссерля, мы можем сказать, что предлагаемое нами понимание традиционных ценностей укладывается в гуссерлевскую модель: ценности как таковые присутствуют в числе интенциональных объектов — изначально присущих всем людям содержаний сознания. Ценности априори существуют, не требуют доказательств, но как интенциональные объекты притягивают внимание внутреннего наблюдателя сами по себе.

Гуссерль в XXI веке // Инструментариум. Вып. 1. Исправление имён. М., 2023. С.26.