Все вещи начинаются с малого. Полноводные реки начинаются с маленьких голубых ручьёв. Мировая история начинается с историй отдельных людей и событий. Национальная культура тоже начинается с культуры поменьше — культуры семьи, сообщества, города.
Один из хранителем этой малой идентичности — краеведческий музей. В этом, по крайней мере, уверены эксперты форума «Музей в городе — город в музее», прошедшего в Москве с 3 по 6 декабря 2024 года. Одной из его тем стал вопрос развития краеведческих музеев, часто теряющихся на фоне крупных галерей и собраний.
Так каким же должен быть современный музей локальной истории? Однозначного ответа нет, но есть опыт уже реализованных проектов в этой области, которым и поделились спикеры сессии «Краеведение как способ узнать город».
Басмания — Музей Басманного района
«Басмания» представляет собой краеведческий проект нового типа. Тут нет залов, стеллажей, смотрителей и даже коллекции экспонатов как таковой. Басмания — это музей под открытым небом, развернувшийся на всей территории Басманного района Москвы.
Команда музея использует самые необычные приёмы в рамках концепции «мультисенсорного города». Примером стал проект «Звуки Басмании», в ходе которого проводилось аудиальное исследование пространств. Итогом работы стало создание онлайн-карты, дающей возможность «послушать» Басманию — не только в разное время года, но и в разные эпохи. Музей работает и над другим похожим проектом — «Истории и ароматы». В его рамках планируется изучить ландшафт запахов Басманного района, нанести их на особую карту и на основе этих данных создать уникальные духи с запахом Басмании.
Наукоград Черноголовка
Проект был реализован Центром поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ». Для Черноголовки центр разработал трёхчастную социокультурную программу развития локального сообщества. Затерянная среди подмосковных лесов Черноголовка с 2001 года носит звание наукограда — почти треть жителей 20-тысячного населения трудится на предприятиях РАН. Но вот с идентичностью у города, известного большинству россиян только по названию марки газированных напитков, были проблемы, для чего и понадобилась помощь центра «ЗА АРТ».
Изначально планировалось наполнить среду объектами современного искусства. Однако, как рассказывает куратор проекта Мария Туркина, оказалось, что аудитория к появлению подобных инсталляций не готова: «Тогда мы с коллегами уточнили, что целью нашей работы должна стать репрезентация культурного кода современного наукограда».
И уже с этой обновлённой задачей «ЗА АРТ» на протяжении года принимал активное участие в жизни локального сообщества. Итогом стало создание трёх лабораторий, посвящённых определённым сферам культурной жизни. Так, в «Лаборатории краеведения» проходил курс подготовки гидов. В «Лаборатории искусства и науки», организованной совместно с Университетом ИТМО, жители Черноголовки осваивали процесс создания арт-объектов на стыке искусства и науки — например, цифровых муралов, AR-композиций и звуковых арт-объектов. Кроме того, совместно со студией «Две дорожки» была запущена «Лаборатория подкастов», где участники получили возможность записать серию, посвящённых родному городу.
Музей районов Измайлово и Соколиная гора
Руководитель проекта Анастасия Петрова рассказывает, что изначально не ставила перед собой задачу создания краеведческого музея, а планировала ограничиться ведением блога об истории района. Но постепенно блог перерос в организацию выставок в местной галерее, те дали начало виртуальному музею, а музей вскоре потребовал выхода в большой мир. Сейчас команда проекта сосредоточила внимание на двух основных задачах: работе с историческим наследием и работе с общественностью. Например, благодаря помощи местных жителей музею удалось спасти если не от сноса, то хотя бы от забвения кинотеатр «Первомайский». Благодаря новейшим технологиям сотрудники музея на основе архивных данных реконструируют и постройки, снесённые десятки лет назад. А недавно краеведы запустили в продажу и первую сувенирную продукцию, посвящённую району Измайлово.
Болшевская коммуна: маленькая республика большой страны
Костино — усадьба, расположенная в исторической части Королёва на территории Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв». С 1924 по 1938 год здесь располагалось уникальное «перевоспитательное» учреждение. Увековечить память этого советского эксперимента призван проект «Болшевская коммуна — маленькая республика большой страны».
Его организаторы оценивают опыт коммуны как «первый в мировой практике педагогический опыт массового перевоспитания правонарушителей на основе свободного труда и самоуправления». С первых дней существования община находилась на самообеспечении благодаря деятельности кустарных мастерских, а в момент расцвета производила почти 60 % всего спортинвентаря в стране. Во время одной из чисток 1937 года более 100 человек, связанных с коммуной, были расстреляны, а вскоре и она сама прекратила существование.
«История коммуны предстаёт в форме аудиоспектакля, действие которого происходит в мае 1936 года. Слушатели переносятся в образцовый рабочий посёлок, созданный бывшими правонарушителями. Совершить „путешествие во времени‟ помогают шумы улиц, звуки природы, музыка 1920–1930-х», — рассказывают организаторы.
Четыре разных музея, четыре разные истории. Все они по-своему отвечают на вопрос, каким должно быть современное краеведение. Но, как ни странно, общего у них всё же больше. И этим общим становится голос, который команды подарили своим проектам. Голос улиц, свободно раскинувшихся вне музейных стен. Голос людей, связавших свою жизнь с этим местом. Голос истории, пробивающий пелену десятилетий молчания.
Один из хранителем этой малой идентичности — краеведческий музей. В этом, по крайней мере, уверены эксперты форума «Музей в городе — город в музее», прошедшего в Москве с 3 по 6 декабря 2024 года. Одной из его тем стал вопрос развития краеведческих музеев, часто теряющихся на фоне крупных галерей и собраний.
Так каким же должен быть современный музей локальной истории? Однозначного ответа нет, но есть опыт уже реализованных проектов в этой области, которым и поделились спикеры сессии «Краеведение как способ узнать город».
Басмания — Музей Басманного района
«Басмания» представляет собой краеведческий проект нового типа. Тут нет залов, стеллажей, смотрителей и даже коллекции экспонатов как таковой. Басмания — это музей под открытым небом, развернувшийся на всей территории Басманного района Москвы.
Команда музея использует самые необычные приёмы в рамках концепции «мультисенсорного города». Примером стал проект «Звуки Басмании», в ходе которого проводилось аудиальное исследование пространств. Итогом работы стало создание онлайн-карты, дающей возможность «послушать» Басманию — не только в разное время года, но и в разные эпохи. Музей работает и над другим похожим проектом — «Истории и ароматы». В его рамках планируется изучить ландшафт запахов Басманного района, нанести их на особую карту и на основе этих данных создать уникальные духи с запахом Басмании.
Наукоград Черноголовка
Проект был реализован Центром поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ». Для Черноголовки центр разработал трёхчастную социокультурную программу развития локального сообщества. Затерянная среди подмосковных лесов Черноголовка с 2001 года носит звание наукограда — почти треть жителей 20-тысячного населения трудится на предприятиях РАН. Но вот с идентичностью у города, известного большинству россиян только по названию марки газированных напитков, были проблемы, для чего и понадобилась помощь центра «ЗА АРТ».
Изначально планировалось наполнить среду объектами современного искусства. Однако, как рассказывает куратор проекта Мария Туркина, оказалось, что аудитория к появлению подобных инсталляций не готова: «Тогда мы с коллегами уточнили, что целью нашей работы должна стать репрезентация культурного кода современного наукограда».
И уже с этой обновлённой задачей «ЗА АРТ» на протяжении года принимал активное участие в жизни локального сообщества. Итогом стало создание трёх лабораторий, посвящённых определённым сферам культурной жизни. Так, в «Лаборатории краеведения» проходил курс подготовки гидов. В «Лаборатории искусства и науки», организованной совместно с Университетом ИТМО, жители Черноголовки осваивали процесс создания арт-объектов на стыке искусства и науки — например, цифровых муралов, AR-композиций и звуковых арт-объектов. Кроме того, совместно со студией «Две дорожки» была запущена «Лаборатория подкастов», где участники получили возможность записать серию, посвящённых родному городу.
Музей районов Измайлово и Соколиная гора
Руководитель проекта Анастасия Петрова рассказывает, что изначально не ставила перед собой задачу создания краеведческого музея, а планировала ограничиться ведением блога об истории района. Но постепенно блог перерос в организацию выставок в местной галерее, те дали начало виртуальному музею, а музей вскоре потребовал выхода в большой мир. Сейчас команда проекта сосредоточила внимание на двух основных задачах: работе с историческим наследием и работе с общественностью. Например, благодаря помощи местных жителей музею удалось спасти если не от сноса, то хотя бы от забвения кинотеатр «Первомайский». Благодаря новейшим технологиям сотрудники музея на основе архивных данных реконструируют и постройки, снесённые десятки лет назад. А недавно краеведы запустили в продажу и первую сувенирную продукцию, посвящённую району Измайлово.
Болшевская коммуна: маленькая республика большой страны
Костино — усадьба, расположенная в исторической части Королёва на территории Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв». С 1924 по 1938 год здесь располагалось уникальное «перевоспитательное» учреждение. Увековечить память этого советского эксперимента призван проект «Болшевская коммуна — маленькая республика большой страны».
Его организаторы оценивают опыт коммуны как «первый в мировой практике педагогический опыт массового перевоспитания правонарушителей на основе свободного труда и самоуправления». С первых дней существования община находилась на самообеспечении благодаря деятельности кустарных мастерских, а в момент расцвета производила почти 60 % всего спортинвентаря в стране. Во время одной из чисток 1937 года более 100 человек, связанных с коммуной, были расстреляны, а вскоре и она сама прекратила существование.
«История коммуны предстаёт в форме аудиоспектакля, действие которого происходит в мае 1936 года. Слушатели переносятся в образцовый рабочий посёлок, созданный бывшими правонарушителями. Совершить „путешествие во времени‟ помогают шумы улиц, звуки природы, музыка 1920–1930-х», — рассказывают организаторы.
Четыре разных музея, четыре разные истории. Все они по-своему отвечают на вопрос, каким должно быть современное краеведение. Но, как ни странно, общего у них всё же больше. И этим общим становится голос, который команды подарили своим проектам. Голос улиц, свободно раскинувшихся вне музейных стен. Голос людей, связавших свою жизнь с этим местом. Голос истории, пробивающий пелену десятилетий молчания.
Фёдор Феклисов,
корреспондент Федерального центра гуманитарных практик