Пишем

Укреплять культурный и ценностный иммунитет

Выступление на пленарном заседании «Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта» в рамках конгресса «Мировое понятие философии» (Калининград, 22 апреля 2024 года).

Правы те, кто указывают, что вызовы нового технологического перехода случались в истории и раньше. И каждый раз он обострял в первую очередь мировоззренческие и духовные вопросы. И наше время — не исключение: технологии новы, а нравственный выбор, стоящий перед человеком, во все эпохи один и тот же: что в приоритете, удобство или благо, общечеловеческое или национальное, эгоизм или альтруизм? К этому добавляется фактор острого геополитического противостояния, говоря прямо — силового столкновения цивилизаций, передела власти и влияния в мире на значительную историческую перспективу.

Механизация производства, освоение возможностей электричества, роботизация тоже вызывали, в своё время, опасения, граничащие с паникой. Но у «цифрового перехода» есть и важная особенность: «цифра» не просто «ускоряет процессы», она порождает альтернативную реальность; она претендует на то, чтобы создать целый мир, иноприродный тому, в котором человек привык жить.

Это чрезвычайно остро ставит вопрос о том, что делает человека человеком; где границы его собственной трансформации? Существует ли ценностное ядро, которое необходимо оберегать от вторжения новых технологий? Экспансия технических новаций порождает, во-первых, страхи и фобии, а во-вторых — справедливое беспокойство, которое заслуживает критического и компетентного рассмотрения. Необходимо отличать одно от другого, сохраняя неповреждённым человеческое достоинство.

Сегодня у нас на глазах обозначилась реальная угроза утраты человеком тех исторически и биологически обусловленных черт, которые на протяжении тысяч лет были индикаторами содержательной, счастливой, полноценно прожитой жизни. Окажутся ли приобретаемые творческие и научные возможности равноценной заменой утраченного? Не станут ли цифровые миры областью злонамеренных манипуляций? Устоят ли те, кто первыми овладеют новыми инструментами, перед соблазном с их помощью подчинять себе других?

Эти угрозы реальны. Развитие технологий вызвало острый кризис доверия к тому, что мы видим и слышим: всё может быть подделано, смонтировано, имитировано. Противоядие против злоупотреблений и опасностей цифровой эпохи – критическое мышление, культура и «зашитые» в ней традиционные ценности, верность духовным основам бытия. Качества личности, её зрелость и цельность — вот лучшие доспехи, позволяющие войти в новую цифровую эпоху, сохраняя верность высокому званию человека. Есть высокая вероятность того, что, когда острая фаза новизны открывшихся возможностей минует, человечество снова оценит преимущества сделанного вручную, человекосообразного.

Как в человеческом организме действует иммунитет, противостоящий болезням и вторжению инфекций, так и в человеческом обществе, в государстве, должны полноценно функционировать механизмы защиты, оздоровления, восстановления разрушенных клеток. Причём важны ключевые реакции распознавания, диагностики, вытеснения и замещения поражённых тканей. Ключевыми для здоровья нации являются сферы образования, культуры, общественных отношений, мировоззрения, труда и занятости, семьи, религии. Применение искусственного интеллекта в этих сферах должно этически регламентировано.

Юбилей Иммануила Канта позволяет ещё раз увидеть различие между интеллектом и мудростью. Ведь философия — это любовь к мудрости, а не к интеллекту. Интеллект поддаётся измерению, подсчёту: не случайно существует математически выводимый коэффициент IQ. А вот количественно измерить мудрость не представляется возможным. Зато именно мудрость традиционно высоко ценилась в народе, становилась героем пословиц, сказок и преданий. Мудрость родителей созидает счастливую семью; мудрость правителей укрепляет государство. Поэтому мы говорим об «искусственном интеллекте»; а вот об «искусственной мудрости» говорить не приходится: мудрость является божественным даром, вознаграждающим усилия человека по саморазвитию и самореализации.