Пишем

Журнал жалоб и предложений

К 1980-м годам во всех крупных изданиях существовали отделы писем, которые могли получать 100 тысяч и более писем в год. Авторы большинства из них стремились придать огласке конкретные проблемы в разных сферах жизни народа. Вспомните рубрику «Письмо позвало в дорогу...» — журналисты из Москвы и Ленинграда ездили в командировки в разные уголки страны ради того, чтобы самостоятельно увидеть описанные проблемы, осветить их и способствовать решению.

В современных реалиях, в том числе музейных, принято делиться друг с другом исключительно достижениями — в особенности на конференциях и в печати, особо не обсуждая внутренние проблемы. Это создаёт информационные лакуны. Мы хотим впустить свежего воздуха: наконец узнать у вас, сотрудников музеев, какие проблемы — нынешние и прошлые — вас тревожат, и попытаться совместно найти решения.

Сегодня музеи по всей стране переживают расцвет: они пользуются авторитетом и популярностью у публики, считаются двигателями общественной жизни, каждая неделя музейного работника расписана по часам, и расписание включает в себя многочисленные познавательные или развлекательные мероприятия для разных категорий и возрастов посетителей. Но все мы знаем, что так было далеко не всегда, — и сегодня существуют музеи, которые могут стать центрами культурной жизни для населения, способны привлекать туристов, но пока не имеют такой возможности. Может, они бы и хотели, но не знают, как это сделать, и не понимают, как другие музеи смогли преодолеть застой в работе.

В прошлом существовали такие же проблемы, которые пытались решать, что называется, «сверху». Об этом статья К. Селяниной «О методической помощи периферийным музеям», опубликованная в журнале «Советский музей» [1]. «Одной из важных обязанностей центральных, краевых и областных музеев, — пишет автор, — является методическая помощь низовым музеям. Об этом часто говорят, но лишь немногие реально представляют себе, какой должна быть практически эта помощь, и фактически периферийные музеи помощи почти не получают. <…> На каждом музейном совещании непременно поднимается „вечно юный“ вопрос о методической помощи. Со стороны районных музеев несутся жалобы на отсутствие помощи; работники областных и краевых музеев ссылаются на занятость. Пора серьёзнее продумать этот вопрос и организовать действительную помощь сильных музеев слабым. Низовым музеям нужна авторитетная, вдумчивая и систематическая помощь. <...> Существует мнение, что методическое руководство должен взять в свои руки инспектор по музейной работе. Мотивируется это тем, что инспектор чаще общается с музеями, лучше других знает их нужды и недостатки. В том случае, если сам инспектор не в состоянии оказать музею ту или иную помощь, он обязан найти соответствующих специалистов» [2].

И вот мы вновь оказались в той же ситуации. Относясь с пониманием к нынешнему уровню загруженности музейных работников, конечно, не имеет смысла предлагать успешному музею патронаж над другим, менее успешным, но вопрос о межмузейной коммуникации сегодня стоит так же остро. Сейчас, в эпоху переизбытка информации, бывает сложно выбрать правильный вектор движения, найти выход из затруднительной ситуации, а сами музейные сотрудники делятся накопленным опытом с коллегами не так часто. Более того, одно из противоречий, существовавшее и 80 лет назад, и сегодня, — это разрыв теории и практики музейного дела. Многие разрабатываемые методические материалы в итоге так и не доходят до своих потребителей, не используются в музеях.

«Мир Музея» готов стать проводником между музеями, аккумулировать те проблемы, которые нуждаются в решении именно сейчас, и сопоставить их со знаниями, которые привели к успеху лучшие музеи страны. Какие-то решения можно найти и в прошлом музейном опыте, с помощью архивных публикаций «Советского музея», но далеко не все. Мы приветствуем сотрудничество с музейными специалистами страны и верим, что сегодня каждому музейному работнику есть чем поделиться с коллегами. Пишите нам о примерах преодоления трудностей, о поиске и нахождении решений в сложных ситуациях и о трудностях — о том, что, как вам кажется, сдерживает развитие музея. Представьте себе, что где-то существует музейный работник, который знает, как выйти из этой ситуации, что уже есть понятные шаги для выхода из кризиса, или, напротив, что ваш опыт и ваши знания могут помочь коллегам.

[1] Селянина К. О методической помощи периферийным музеям // Советский музей. 1939. № 4. С. 25.

[2] Там же.