Созерцание самого себя — одновременно и важней шее условие роста, и соблазн, который в процессе роста необходимо преодолеть. Нам не дано отправляться в путь из другой точки, кроме той, что на любом навигаторе будет обозначена буквой «Я», последней в ал фавите, но первой в нашем плане становления.
Религиозное сознание верит, что каждый человек — это особый проект Бога; каждому назначена роль в грандиозном спектакле мировой истории. Эту роль великие исполнители превращают в шедевр, на удивление всему миру; актёры посредственные кое-как доводят до финальной реплики, ничего не прибавляя «от себя» к прекрасной пьесе, напи санной на небесах; а бездарные или ленивые губят автор ский замысел, понапрасну топчутся на подмостках жизни.
Средневековое сознание утверждало, что у каждого есть нечто большее, чем смысл жизни: у каждого есть миссия, особое поручение, заклеенное в конверте, полученном из рук Создателя. Исполнение этого поручения — и долг, и источник счастья, и основание для того, чтобы не считать жизнь прожитой зря.
Последующие века много потрудились над тем, чтобы из бавить человека от чувства долга, от внутреннего голоса, который настаивает на выполнении задания. Человек эман сипировался: в его несчастной голове поселилась посеян ная врагом мысль «пожить для себя». И вот, как результат, мы сегодня томимся одиночеством, боимся смерти, пла тим психологам в напрасной надежде, что они помирят нас с самими собой. А всего-то и нужно было — не противиться тому, для чего мы пришли в мир; и на оклик Бога отвечать так, как это делали патриархи и пророки древности: «Вот я, Господи!»
Чудесным образом в этой готовности реализовать себя со впадают интересы личности и государства: человек в качестве награды получает счастье созидательного труда, награду всеобщего уважения и высокую самооценку; а государство получает полезного и деятельного гражданина, партнёра в решении самых амбициозных национальных задач.
Можно ли «способствовать» такому выбору личности? Можно ли «воспитывать» такого гражданина — не паразита, а подвижника? Конечно, можно! — об этом свидетельству ет весь опыт великих цивилизаций, вся традиция мировой школы, в разнообразных её формах и вариантах. Необходимо только всей мощью власти удерживать полюса добра и зла в их извечных координатах; нужно решительно пресе кать всякие попытки утверждать «относительность добра». Нет, лентяй и эгоист — не сверхчеловек; нет, потребитель — не идеальный участник производственной цепочки; нет, хитрец — не мудрец. Да, любить родину, защищать слабого, приводить в порядок планету — это правильно, радостно и общественно одобряемо.
Никаким насилием, никакой угрозой наказания не испра вить человеческую природу, которая причудлива и подвер жена страстям и заблуждениям. Но власти вполне посильно стоять на страже правильных идей и изобличать ложные, вредные и злонамеренные. Палата мер и весов — важный государственный институт; в нём хранятся эталонный метр, эталонный килограмм, эталон точного времени. Точно таким же хранилищем ценностей, неприкосновенных для корро зии и фальсификации, должны стать государственная обра зовательная, культурная и социальная политика, поддержка семьи, этика взаимоотношений власти и общества.
Только здоровые, реализовавшие себя Я в совокупности об разуют такое Мы, которому будет по силам противостоять вызовам времени.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 8. Такие разные # Я: личность, индивидуальность, точка сборки.. М.: ФЦГП, 2024. С. 4–5.