Пишем

Где искать истоки и границы «традиции»?

B Указе Президента РФ № 809, утверждённом 9 ноября 2022 года, говорится о традиционных ценностях. Это словосочетание в государственном документе высшего уровня рождает у части экспертного сообщества определённый энтузиазм. Вместе с тем толкование понятия «традиция» несёт в себе некоторые риски.
Следование традиции — одна из гарантий «курсовой устойчивости» нации, её способности переживать периоды турбулентности, эпохи кризисов и трансформаций. Вместе с тем невозможно и контр-продуктивно моделировать будущее, пытаясь на новом этапе механически воспроизводить формы, позаимствованные из прошлого. Традиция — это не реконструкция, не имитация, не ностальгический фольклорный фестиваль.
Всё самое ценное, самое существенное, необходимое для обеспечения национальной идентичности, откладывается в исторической памяти, входит составной частью в культурный код этноса. Золотым запасом каждого народа становится духовное и культурное наследие; наиболее важные идеи и смыслы укореняются в языке, содержатся в нём на самом глубинном уровне, защищённом от искажения и профанации.
Дерзнём предложить своё понимание понятия «традиция»: традиционное значит органичное, укоренённое, присущее народу. Если модные новшества — технологические, эстетические, связанные с бытом и потреблением — нуждаются в искусственном продвижении, в навязчивом маркетинге, в целой индустрии раскрутки, то традиционное обходится без инъекций и принудительного внедрения, поскольку изначально лежит в основе человеческого самосознания.
Внешние формы могут устаревать, некоторые понятия или обычаи могут выходить из употребления, вытесняться новыми, интуитивно принимаемыми народом в качестве актуального воплощения вечных стремлений и предпочтений; но это совершенно не наносит ущерба ценностной архитектуре национального характера.
Напротив, воспроизведение внешнего подобия прошлому, его механическая реконструкция оставляет глубины души совершенно равнодушными, незадействованными. Иногда подобная практика наносит существенный ущерб репутации явлений, которые стали славной частью отечественной истории. В качестве примера можно привести некоторые неубедительные формы возрождения казачества: в ряде случаев оправданный интерес к истории и обычаям казачества подменяется костюмированным муляжом, а незнание овеянной славой истории и строгих нравственных правил компенсируется демонстрацией колоритных внешних атрибутов.
На наш взгляд, худшее, что может случиться в деле возвращения в нашу жизнь традиционных ценностей, — это попытка отказа от собственного исторического опыта, оплаченного дорогой ценой. Не реставрация былого, а синтез и стремление к развитию должны обеспечить Отечеству лучшее будущее. Усвоив уроки прошлого, исследовав и приняв свою историю, «какой дал нам её Бог» (А. С. Пушкин), необходимо строить современную, суверенную и просвещённую державу, в которой каждому народу и каждой личности найдётся место для приложения сил и способностей. В итоге каждый из нас, оглянувшись вокруг, должен будет узнать в окружающей его реальности ту Россию, которая живёт как образ в его сердце.
Указ № 809. Отправная точка исследовательской работы
В пункте 5 Указа Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утверждённого 9 ноября 2022 года, перечислены следующие 17 традиционных ценностей:
  1. жизнь,
  2. достоинство,
  3. права и свободы человека,
  4. патриотизм,
  5. гражданственность,
  6. служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
  7. высокие нравственные идеалы,
  8. крепкая семья,
  9. созидательный труд,
  10. приоритет духовного над материальным,
  11. гуманизм,
  12. милосердие,
  13. справедливость,
  14. коллективизм,
  15. взаимопомощь и взаимоуважение,
  16. историческая память и преемственность поколений,
  17. единство народов России.
В пункте 6 того же Указа утверждается, что «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию»
В качестве «антиценностей» деструктивной идеологии, ведущей «к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей» (п. 14 того же указа), перечислены следующие:
культивирование эгоизма,
[культивирование] вседозволенности,
[культивирование] безнравственности,
отрицание идеалов патриотизма,
[отрицание идеалов] служения Отечеству,
[отрицание] естественного продолжения жизни,
[отрицание] ценности крепкой семьи,
[отрицание ценности] брака,
[отрицание ценности] многодетности,
[отрицание ценности] созидательного труда,
[отрицание] позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Отдельно обозначен вред «деструктивной идеологии» в форме угрозы демографии (п. 15) и связанные с этим риски (п. 17), среди которых:
создание условий для саморазрушения общества,
ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;
усиление социокультурного расслоения общества,
снижение роли социального партнерства,
обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;
причинение вреда нравственному здоровью людей,
навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;
внедрение антиобщественных стереотипов поведения,
распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия,
рост употребления алкоголя и наркотиков;
формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;
искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;
отрицание российской самобытности,
ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России,
создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов,
подрыв доверия к институтам государства,
дискредитация идеи служения Отечеству,
формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.
Примерно в то же время, когда создавался ранее упомянутый Указ, Федеральный центр гуманитарных практик проводил работу по изучению широкого спектра ценностей, упоминаемых в различных контекстах и идеологических конструкциях.
В итоге этой работы появилась отечественная мироззренческая система «Четыре грани человечности» (ЧГЧ), предлагающая цельную ценностную модель, направленную на реализацию русского цивилизационного проекта.
Модель включает 12 базовых ценностей: ВЕРА (соотносится с ценностью «приоритет духовного над материальным» в указе № 809), БЛАГО (соответствует ценностям «гуманизм», «милосердие»), КРАСОТА (также соотносится, по нашему мнению, с ценностью «приоритет духовного над материальным», «жизнь»), МУДРОСТЬ (соответствует ценностям «достоинство», «высокие нравственные идеалы»), СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (соответствует ценности «достоинство», «патриотизм», «гражданственность», «созидательный труд»), МАСТЕРСТВО (соответствует ценности «созидательный труд»), СПРАВЕДЛИВОСТЬ (соответствует ценности «права и свободы человека», «справедливость»), ЗНАНИЕ (соответствует ценности «историческая память»), РАЗВИТИЕ (соответствует ценности «единство народов России», «служение Отечеству», «историческая память»), СЕМЬЯ (соответствует ценности «крепкая семья», «взаимопомощь», «коллективизм»), РОД (соответствует ценности «взаимопомощь», «патриотизм», «гражданственность», «служение Отечеству», «историческая память», «единство народов России»), ПРИРОДА (соответствует ценности «жизнь», «единство народов России»).
Это сопоставление является условным. Ценности, перечисленные в Указе № 809, определяют ценностно-идейную стратегию государства, её приоритеты, а ценности ЧГЧ изначально рассматривались нами как контекстные, важные для определения точек приложения сил власти в деле содействия гармоничному развитию человеческой личности. Кроме того, мы выбирали из большого числа понятий и качественных характеристик такие, которые в настоящий момент кажутся нам дефицитарными, — на наш взгляд, они в первую очередь требуют попечения и целенаправленных мер господдержки.
В систему «Четыре грани человечности» включены также в качестве отдельных приоритетов ценности красоты и знания, не упомянутые в Указе № 809, но не противоречащие провозглашённым в нём приоритетам. В системе ЧГЧ упомянутые ценности несут важную смысловую нагрузку и являются кодовыми для значимых направлений развития созидательной работы.
Есть определённые причины, по которым создателями ЧГЧ использовались именно те, а не другие слова и термины. Некоторые из понятий, перечисленных в Указе, связаны с конкретно-историческими обстоятельствами их возникновения. Например, термин «гуманизм» неразрывно связан с идеологическим комплексом Просвещения, в дальнейшем вошедшим составной частью в евроатлантический проект. Сегодня, в условиях резкого мировоззренческого противостояния, представляется нецелесообразным без оговорок использовать термин, окрашенный его манипулятивным использованием в идеологических конструктах западной «демократии». Мы, исповедуя приверженность гуманизму, предложили вместо «гуманизм» использовать не скомпрометированный в идейных столкновениях более подходящий термин ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
Понятие «коллективизм», которое в Указе противопоставляется индивидуализму, действительно является важной частью русского менталитета. Возвращение к живым формам социальной солидарности и взаимопомощи — насущная государственная задача. Но коллективизм как ценность неразрывно связан с теми формами безоговорочного навязывания человеку приоритета общественного над личным, которые насаждались во времена СССР всеми методами, включая насильственные. Доведённый до крайности коллективизм советского общества привёл к подавлению личности, к грубому вмешательству посторонних людей и коммунистической партии в семейную и частную жизнь. Подавлялась инициатива, торжествовала уравниловка, отрицалась частная собственность. Нам кажется нежелательным оставлять лазейку для реставрации подобной практики под видом поощрения коллективизма. Всячески поддерживая идею соборности, совместного, объединяющего усилия в решении приоритетных государственных задач, мы предлагаем вернуться к традиционному для России и весьма объёмному понятию БЛАГО, как раз включавшему в себя общественную пользу, добро, взаимопомощь, защиту слабых и т.д.
Упомянутые в Указе «права и свободы» также рассматриваются нами в контексте объёмного, укоренённого в русском сознании слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ — ключевого понятия для создания устойчивой государственности и здорового политического климата в стране. Вместе с тем важно восстановить правильную и здоровую приоритетность: не может быть прав без обязанностей; свобода каждого ограничена уважением свобод других и рамками общегосударственных задач, требующих решения. В кризисные моменты истории мобилизация общества для отражения разнообразных внешних угроз гораздо важнее правозащитной повестки. Отметим, что система власти в Российской Федерации включает в себя должность омбудсмена, но опыт политических движений на Западе показывает, какой лукавой зачастую оказывается защита «прав и свобод», например, меньшинств.
Есть и другие понятия, которые иногда включают в список высших ценностей, в отношении них следует, по нашему мнению, проявлять особую осмотрительность и рассудительность. Большинство из них звучит самоочевидно и крайне привлекательно; но при внимательном рассмотрении эти термины могут быть расценены весьма неоднозначно:
  • жизнь;
  • здоровье,
  • счастье;
  • труд;
  • свобода;
  • равенство;
  • гуманизм;
  • экология;
  • успех;
  • самореализация;
  • молодость;
  • прогресс, технологии;
  • устойчивый рост;
  • защита (гарантия) прав гражданина,
  • безопасность жизни.
Первые четыре понятия трудно отделить (рассматривать изолированно) от сопутствующих контаминаций: они активно используются в общественной полемике, поэтому требуют осторожности в их применении в отрыве от контекста. Последующие понятия и термины также активно используются в идеологических спекуляциях, большинство из которых носят на себе явные следы умысла на разрушение традиционных основ человеческого общества, на подмену приоритетов и понятий. Можно подвергнуть их критической деконструкции, рассмотреть подлинное содержание и последствия, которые они несут обществу в процессе усиленного и небескорыстного насаждения. Но в качестве программы-минимум можно рекомендовать просто воздержаться от их употребления в практике государственного строительства там и тогда, где нет возможности уточнить вкладываемый в них смысл, условиться об их добросовестном использовании.
Понимая неосуществимость составления краткого, но исчерпывающего списка ценностей, одинаково признаваемых всеми и равно значимых для всех, мы, тем не менее, постарались в работе с понятиями свести сотни упоминаемых в различных текстах ценностей к 12 базовым для решения конкретной задачи: осознанного построения самобытной русской цивилизации на основе исторических и культурных традиций народов России.
Где искать истоки и границы традиции? // Инструментариум. Вып. 1. Исправление имён. М.: ФЦГП, 2023. С. 12–19.