15 мая в Большом античном зале Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева РГГУ в рамках IV Фестиваля «Дни музеологии в РГГУ» состоялась дискуссия «Музеи, образование и научные исследования». Модераторами её выступили директор Музейного центра РГГУ, профессор кафедры музеологии РГГУ Ирина Баканова и заведующая кафедрой музеологии РГГУ Мария Стефко.
К участию в разговоре о том, что такое сегодня музейная профессия, каково предназначение музея, какое место в нём занимает наука и каковы перспективы музейного образования, были приглашены ведущие педагоги кафедры музееведения РГГУ, практикующие музейщики, а также журнал «Мир Музея» и, конечно, студенты вуза.
Приветствуя их, присутствовавший на встрече начальник Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы Антон Горянов сказал: «Вы учитесь в главном музейном вузе, на главной музейной кафедре столицы музеев». Именно так, музейной столицей страны, оспаривая это звание у Санкт-Петербурга, называют Москву в последнее время, сказал он, подтверждая это утверждение цифрами. Сегодня в Москве в государственном реестре зарегистрировано более 450 музеев, но на самом деле их гораздо больше — это и многочисленные частные музеи, а также институции, которые не называются музеями, но по сути ими являются. К примеру, ГЭС-2, которая называет себя домом культуры, но фактически ведёт музейную деятельность, несмотря на то что музейного фонда не имеет. Это больше, чем в мировых музейных столицах, — больше, чем в Париже, Берлине, Нью-Йорке. Чиновник рассказал, как изменились музеи Москвы за последние десятилетия, отметив, что музейное законодательство в Российской Федерации достаточно консервативно, оно во многом защищает музеи от быстрых изменений в угоду сиюминутной моде. Поэтому московские музеи можно назвать и в какой-то мере консервативными — генеральная линия развития, заложенная музейщиками предыдущих поколений, остаётся неизменной.
Профессор кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ Аннэта Сундиева поделилась своими размышлениями о расширении музейной аудитории и её качественном изменении, отметив, что даже во время войн музеи посещались, а падение посещаемости было лишь в 1990-е годы, когда пустовали даже крупнейшие, знаковые музеи — Исторический в Москве, Пушкинский заповедник. Сейчас работа музеев в большей степени ориентирована на местных жителей, а не на туристов, как часто было раньше, на это направлены все новые технологии музейной работы.
Участники говорили о том, что изменилось предназначение музея как институции, он стал более открытым обществу, превратившись из хранителя коллекций в коммуникатора, организатора диалога между различными людьми. И что теперь посетители приходят в музей не за знаниями, как принято было считать раньше, а за впечатлениями. О том, как решается эта задача создания впечатлений в мемориальном музее, рассказала директор Дома-музея Марины Цветаевой Юлия Чурсина. Она отметила, что большинство посетителей сейчас готово воспринимать лишь короткий, сжатый контент. Любая выставка — это, прежде всего, погружение в эмоции. Создать атмосферу помогают театральные художники. И, конечно, научные сотрудники, погружённые в тему более 30 лет. Директор рассказала, что по выражению лица посетителей в группе, которая движется по музею, может понять, кто из сотрудников ведёт экскурсию — настолько они персонифицированы.
Вместе с тем все сошлись во мнении, что время ставит новые вызовы — задачи приходится решать гораздо быстрее. В частности, значительно ускорилась подготовка выставок, да и сам процесс существенно изменился, он требует от музейных сотрудников новых, значительно более широких компетенций.
Неожиданно бурная дискуссия развернулась вокруг, казалось бы, давно решённого вопроса — об очевидной необходимости развития фундаментальной науки в музеях. Именно такой точки зрения придерживается большинство участников разговора. Однако прозвучало и мнение, что музейная наука носит исключительно практический характер, а предназначение музея — популяризировать научные достижения.
Ирина Баканова отметила, что большую роль в процессе популяризации музеев и последних научных исследований в сфере культуры играет журнал «Мир Музея». Искренне рекомендовав журнал коллегам и студентам, она отметила профессионализм редакции, широту тем, освещаемых в издании и качество материалов, а также то, что из публикаций в журнале можно узнать много нового о музеях, куда никогда не доедешь, и об исследованиях, о которых ранее не слышал. Именно на этом — на выстраивании коммуникации между музеями, учёными и образованием, заострила внимание Лариса Плетникова, редактор журнала «Мир Музея» и музейный эксперт. Речь шла о том, что учёным и музейным специалистам необходимо научиться говорить о сложном простыми словами, что для каждой аудитории нужно находить свой язык, стараться избегать штампов и формальных выражений. Она пригласила присутствующих присылать материалы в журнал, дала несколько практических рекомендаций, касающихся структуры текста, и поделилась своим опытом продвижения музеев.
В завершение дискуссии эксперты ответили вопросы студентов. Один из них обратился к спикерам: «Сегодня очень много говорили об адаптации музея под современного зрителя. Означает ли это, что это единственный путь — подстраиваться под посетителя, или можно его как-то воспитывать и поднимать на более высокий уровень?» Отвечая на этот вопрос, Лариса Плетникова привела слова известного музейного эксперта Леонида Копылова о неготовности аудитории чётко определять свои потребности. «Мы, как музейные специалисты, должны предвидеть эти потребности и предложить людям то, чего они хотят; именно в этом заключается профессионализм», — подчеркнула она.
К участию в разговоре о том, что такое сегодня музейная профессия, каково предназначение музея, какое место в нём занимает наука и каковы перспективы музейного образования, были приглашены ведущие педагоги кафедры музееведения РГГУ, практикующие музейщики, а также журнал «Мир Музея» и, конечно, студенты вуза.
Приветствуя их, присутствовавший на встрече начальник Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы Антон Горянов сказал: «Вы учитесь в главном музейном вузе, на главной музейной кафедре столицы музеев». Именно так, музейной столицей страны, оспаривая это звание у Санкт-Петербурга, называют Москву в последнее время, сказал он, подтверждая это утверждение цифрами. Сегодня в Москве в государственном реестре зарегистрировано более 450 музеев, но на самом деле их гораздо больше — это и многочисленные частные музеи, а также институции, которые не называются музеями, но по сути ими являются. К примеру, ГЭС-2, которая называет себя домом культуры, но фактически ведёт музейную деятельность, несмотря на то что музейного фонда не имеет. Это больше, чем в мировых музейных столицах, — больше, чем в Париже, Берлине, Нью-Йорке. Чиновник рассказал, как изменились музеи Москвы за последние десятилетия, отметив, что музейное законодательство в Российской Федерации достаточно консервативно, оно во многом защищает музеи от быстрых изменений в угоду сиюминутной моде. Поэтому московские музеи можно назвать и в какой-то мере консервативными — генеральная линия развития, заложенная музейщиками предыдущих поколений, остаётся неизменной.
Профессор кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ Аннэта Сундиева поделилась своими размышлениями о расширении музейной аудитории и её качественном изменении, отметив, что даже во время войн музеи посещались, а падение посещаемости было лишь в 1990-е годы, когда пустовали даже крупнейшие, знаковые музеи — Исторический в Москве, Пушкинский заповедник. Сейчас работа музеев в большей степени ориентирована на местных жителей, а не на туристов, как часто было раньше, на это направлены все новые технологии музейной работы.
Участники говорили о том, что изменилось предназначение музея как институции, он стал более открытым обществу, превратившись из хранителя коллекций в коммуникатора, организатора диалога между различными людьми. И что теперь посетители приходят в музей не за знаниями, как принято было считать раньше, а за впечатлениями. О том, как решается эта задача создания впечатлений в мемориальном музее, рассказала директор Дома-музея Марины Цветаевой Юлия Чурсина. Она отметила, что большинство посетителей сейчас готово воспринимать лишь короткий, сжатый контент. Любая выставка — это, прежде всего, погружение в эмоции. Создать атмосферу помогают театральные художники. И, конечно, научные сотрудники, погружённые в тему более 30 лет. Директор рассказала, что по выражению лица посетителей в группе, которая движется по музею, может понять, кто из сотрудников ведёт экскурсию — настолько они персонифицированы.
Вместе с тем все сошлись во мнении, что время ставит новые вызовы — задачи приходится решать гораздо быстрее. В частности, значительно ускорилась подготовка выставок, да и сам процесс существенно изменился, он требует от музейных сотрудников новых, значительно более широких компетенций.
Неожиданно бурная дискуссия развернулась вокруг, казалось бы, давно решённого вопроса — об очевидной необходимости развития фундаментальной науки в музеях. Именно такой точки зрения придерживается большинство участников разговора. Однако прозвучало и мнение, что музейная наука носит исключительно практический характер, а предназначение музея — популяризировать научные достижения.
Ирина Баканова отметила, что большую роль в процессе популяризации музеев и последних научных исследований в сфере культуры играет журнал «Мир Музея». Искренне рекомендовав журнал коллегам и студентам, она отметила профессионализм редакции, широту тем, освещаемых в издании и качество материалов, а также то, что из публикаций в журнале можно узнать много нового о музеях, куда никогда не доедешь, и об исследованиях, о которых ранее не слышал. Именно на этом — на выстраивании коммуникации между музеями, учёными и образованием, заострила внимание Лариса Плетникова, редактор журнала «Мир Музея» и музейный эксперт. Речь шла о том, что учёным и музейным специалистам необходимо научиться говорить о сложном простыми словами, что для каждой аудитории нужно находить свой язык, стараться избегать штампов и формальных выражений. Она пригласила присутствующих присылать материалы в журнал, дала несколько практических рекомендаций, касающихся структуры текста, и поделилась своим опытом продвижения музеев.
В завершение дискуссии эксперты ответили вопросы студентов. Один из них обратился к спикерам: «Сегодня очень много говорили об адаптации музея под современного зрителя. Означает ли это, что это единственный путь — подстраиваться под посетителя, или можно его как-то воспитывать и поднимать на более высокий уровень?» Отвечая на этот вопрос, Лариса Плетникова привела слова известного музейного эксперта Леонида Копылова о неготовности аудитории чётко определять свои потребности. «Мы, как музейные специалисты, должны предвидеть эти потребности и предложить людям то, чего они хотят; именно в этом заключается профессионализм», — подчеркнула она.