Пишем

От Швивой горки до Чистых прудов

Московские дома, улицы и бульвары попадали в документальные фильмы, становились декорациями в художественных, при этом часто «играли роль» — то соседних московских локаций, то других городов, а иногда и фантастических мест. Бывало, что монтаж превращал особняк в арбатском переулке в дом у Покровских ворот, переносило героев с севера на юг города, а автомобили внезапно проносились несуществующими маршрутами. Но на то кино и искусство, чтобы создавать свою реальность… Мы решили совершить прогулку и посмотреть на места, запечатлённые в любимых картинах. А поскольку съёмочная площадка под названием «Москва» огромна и обойти её за один раз нереально, мы прогулялись от Швивой горки до Чистых прудов — и рассказываем о той кино-Москве, которую увидели.

Первая примечательная точка на нашей карте — Большой Ватин переулок. До 1980-х годов здесь сохранялся типичный старомосковский пейзаж — с церковью, маленькими домиками, булыжной мостовой, и этим объясняется популярность этого места. Здесь снимали «Трактир на Пятницкой» — бандиты нарываются на милицейскую засаду и убегают от погони через Большой Ватин переулок, гайдаевские «12 стульев», «Вечный зов», «Покровские ворота». Интересно и происхождение названия переулка. Его назвали в честь купца Саввы Вагина, который в 1595 году построил здесь церковь великомученика Никиты, а впоследствии в документах появилась ошибка.

Рядом — знаменитая высотка на Котельнической набережной. В каких только фильмах и сериалах она не показана! Конечно — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и его же «Зависть богов», «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Брат-2» Алексея Балабанова, «Стиляги» Валерия Тодоровского и сериал «Бригада»… Перечислять можно долго.

Выходим на Яузскую набережную, мелькающую в фильме «Место встречи изменить нельзя», и поднимаемся по Яузскому бульвару. Бульвар становился местом съёмок фильмов многих фильмов: «Когда деревья были большими», «Холодное лето 53-го» и «Брат-2», «Высоцкий. Спасибо, что живой»…

Самый же популярный объект по Яузскому бульвару — это так называемый Дом со скульптурами, или Голосовский дом, построенный в 1930-е годы по проекту архитектора Ильи Голосова. По сторонам от арки видим статуи рабочего и колхозницы, они и дали дому второе название. Арка со скульптурами появляется в фильмах «Лёгкая жизнь», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го», «Брат-2», «Розыгрыш», «Когда деревья были большими» и во многих других.

Сворачиваем в Подколокольный переулок — к Хитровке. Здесь, в переулках, снимали множество картин. На Ивановской горке разворачивается место действия художественного фильма «Шестое июля» (1968). Именно там, в Морозовском доме (Большой Трёхсвятительский переулок, дом 1), в 1918 году разместился штаб левых эсеров. C 1919 года там же и в соседнем доме 3 располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев.

Морозовский сад попал в фильмы «Испытательный срок» (1960) и «Приключения Травки» (1976). Хитровский переулок стал основным местом действия телесериала «Желанная». На Ивановской горке отснято много эпизодов фантастического фильма «Чёрная молния», в Хитровском переулке герой взлетел на машине в первый раз.

Любопытный факт. Есть версия, что отдельные сцены с подземельями планеты Десса в фильме «Через тернии к звёздам» (1980) тоже снимали на Хитровке — в Соляных подвалах дома Шервуда-младшего, что стоит на углу Солянки и Забелина.

Милютинский сад можно заметить в фильме «Покровские ворота». Хотя Милютинский сад появился еще в XVIII веке, для публики его открыли лишь в 1932 году. Тогда со стороны Покровского бульвара поставили ворота.

Идём по Покровскому бульвару, минуем Покровские ворота и оказываемся на Чистых прудах. Здесь стоит ещё один дом, любимый кинорежиссёрами, — «Дом со зверями» (Чистопрудный бульвар, 14). Дом был построен в 1908 году для общины храма Троицы на Грязех у Покровских ворот на средства купцов Оловянишниковых и оформлен барельефами работы художника Сергея Вашкова. Этот дом можно увидеть в фильмах «Подкидыш», «Место встречи изменить нельзя», «Я шагаю по Москве», «Мастер и Маргарита» (режиссёр Юрий Кара).

Сейчас на московских Патриарших прудах не ходят трамваи, поэтому трамвай отрезает Берлиозу голову на Чистых, для чего по трамвайной ветке пустили мосфильмовскую «Аннушку».

В кадре фильма Ю. Кары видны узнаваемые колонны театра «Современник». «Современник» — бывший кинотеатр «Колизей», построенный в 1913 – 1914 годы архитектором Р. Клейном по заказу купца Гуськова. Театр появился в этом здании только в 1970-х. У «Колизея» разворачиваются эпизоды «Папиросницы от Моссельпрома», «Подкидыша», «Покровских ворот» и многих других картин.

Где-то здесь, на лавочке Чистопрудного бульвара, бандиты убили персонажа «Места встречи изменить нельзя».

Но вперёд — к Архангельскому переулку, ставшему местом действия не одной картины. В кадр «Покровских ворот» попал дом 13 по Архангельскому переулку: Велюров ловит машину для Хоботова. В кадр попали церковь Феодора Стратилата и Меншикова башня (храм Архангела Гавриила).

В картине «Я шагаю по Москве» Архангельский переулок тоже появляется, но необычным образом. Предполагается, что церковь, куда в поисках хозяйки собаки в начале фильма заходит герой, это Меншикова башня, но на самом деле сцена снималась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, тогда не действовавшем.

Мы хотели свернуть в Армянский переулок, там в здании 644, где теперь расположен педагогический колледж, снимали сцены фильма «Летят журавли», но возвращаемся к Чистым прудам, проходим мимо павильона метро, который попал на плёнку в фильмах «Застава Ильича» и «Друзья и годы», и идём к Красным воротам.

Переулки на нашем пути тоже становились кинодекорациями. Скажем, дом номер 5 по Лялину переулку, стоящий на пересечении Лялина и Малого Казённого переулков, известен по тем же «Покровским воротам».

Вход в станцию метро «Красные ворота» — тоже довольно популярный московский объект. Возле него сняты эпизоды «Заставы Ильича», «Разбудите Мухина», «Змеелова», недавнего российского фильма «Кино про Алексеева», метро попадало в кадр других картин.

Фото Константина Преображенского. 2023.