Пишем

Народные праздники сентября

Небо становится всё прозрачнее и выше, шуршат под ногами хрусткие листья, красные бока ароматных яблок торопятся упасть в ладонь, а по воздуху плывут тонкие нити паутинок. Возможно, ваша прабабушка, глядя на них, говорила, что это «матушка Богородица прядёт — и ниточки с неба бросает, напоминает, что идёт зима и пора садиться за прялку».

Большой пласт обрядов годового цикла связан с празднованием завершения сельскохозяйственных работ. Праздники урожая чаще всего приурочены к христианским праздникам — Успения (28 августа) или Рождества Богородицы (21 сентября). Называются они ласково «Госпожинки», или «Спожинки»: звучание слова «госпожа» близко слову «жатва». Последнюю горсть колосьев в эти дни оставляли на поле, заплетали в косу и посвящали хозяину — «духу поля», Волосу, Богу, Илье, Петру, Богородице. Последний сноп называли именинным, его украшали лентами и цветами, торжественно несли в дом хозяина поля, ставили в красный угол. Это образ изобилия и достатка, залог того, что в следующем году тоже будет новый урожай. Зёрна этого снопа добавляли в посев на следующий год.

В прошлых столетиях в поместьях именинный сноп вручали барину, в советское время — председателю колхоза. И в настоящее время в аграрных районах во время сбора урожая также местами делают нарядные снопы — праздничные образы удачного завершения долгих трудов.

Для традиционной крестьянской культуры важно отмечать ритуальным действием начало и завершение любого дела. Начало — молитвой, окончание — благодарением.

«Нивка-нивка, верни мою силку», — пели женщины, катаясь по сжатой ниве. Осень — время, посвящённое женщинам. Ведь именно в этот период женщины совершали, да и сейчас совершают большое количество работ, обеспечивающих пропитание в холодное время года. Жатва хлеба, заготовки собранных плодов и овощей, сбор и обработка льна — всё это женские виды работ.

На Рождество Богородицы женщины собирались у водоёмов, чтобы чествовать Богородицу. Приходили с овсяным киселём и хлебом, девушки пели, а старшая женщина разламывала хлеб и раздавала присутствующим — чтобы каждая могла принять свою долю, свою часть общего блага.

До Петра Новый год в России начинался 1 сентября христианским праздником Новолетия (Начало индикта сегодня —14 сентября. — Прим. ред.). В крестьянской культуре в этот день отмечали праздник Семёна Летопроводца. Семён иногда произносили как Семян — созвучно семени. В этот день возжигали огонь и чествовали печь. В Белоруссии сохранился обычай под названием «Женитьба камина». Камин украшают хмелем, торжественно зажигают, устраивают ритуальную трапезу. В начале сентября мальчиков сажали на коня, а девочек за прялку — посвящали.

Повсеместно в России в период от Семёна (1 сентября) до Покрова (14 октября) был известен потешный обычай «Похороны мух». Мух, блох, тараканов ловили, укладывали в гробики из моркови, огурцов, репы и торжественно, с причитаниями, с «панихидой» несли хоронить в лес. На обратном пути веселились, пели песни и плясали. Подобные обычаи зафиксированы в разных местах — в Вологодской, Рязанской, Тульской области и других. В Липецкой области этот обряд проводился до недавнего времени и внесён в реестр нематериального наследия.

Где сегодня можно посмотреть на эти обряды? Их проводят фольклорные коллективы. Например, в Подольске уже много лет 21 сентября центр «Истоки» при ДК «Октябрь» отмечает Госпожинки. А день осеннего равноденствия, выпадающий в этом году на 23 сентября, можно провести с родными и друзьями за праздничным столом. Как увидите летящую паутинку, вспомните, что в наших руках — создать тепло для себя и своих близких. Пусть ваша осень будет уютной.