Дюркгейм был убеждённым и непоколебимым рационалистом.
Александр Гофман
Сегодня общим местом считаются разговоры о психологии народов, о культурной идентичности, об эффектах толпы, но, строго говоря, возможность говорить о мифологическом мышлении как об особом способе восприятия действительности появилась в науке только в XIX веке — с рождением социологии и психологии. Во второй половине XIX века в психологии развивается и активно применяется метод эксперимента, преодолевая ограничения метода интроспекции (дословно «взгляд внутрь себя») и психофизиологии. Новый подход рассматривает психическую жизнь как особую реальность, для понимания которой недостаточно одной рефлексии и которую невозможно объяснить причинами сугубо физиологическими.
В то время, как психология формулирует особые законы психической жизни, в рамках социологии возникает направление, идущее от Дюркгейма и ставшее в последствии «социальной психологией».
Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917) был одним из первых учёных, обративших внимание на существование коллективных представлений, определяющих и направляющих жизнь индивида в обществе.
Основной пафос социологических работ Дюркгейма заключается в необходимости изучать общество не как совокупность индивидов, а как особую общность, не равную совокупности её членов. Одним из ракурсов изучения общества, по его мнению, должно быть изучение его «духовной культуры».
Критикуя подход индивидуалистической социологии как старый и материалистический, Дюркгейм настаивает на особой жизни социума и коллективных представлений.
Важным представляется Дюркгейму не только изучение социума как совокупности индивидуальных элементов, его составляющих, но изучение особенностей связей, составляющих и поддерживающих эти отдельные элементы в структуре целого. Речь идёт об особых законах социальной психологии, об общественном сознании, которое вступает в силу, «когда сформировался первоначальный запас представлений» и живёт своей «автономной жизнью».
Дюркгейм предвосхищает выделение определённых законов мышления, порождающего мифологические системы. В одной из своих ранних работ он вводит в научный обиход важное понятие, которое в дальнейшем нашло широкое применение среди его единомышленников и последователей: «коллективное сознание» (conscience collectives). Позднее это понятие он заменил на «коллективные представления» (représentations collectives). Совокупность верований и чувств, единых для одного и того же общества, по мнению Дюркгейма, образуют определённую систему, имеющую собственную жизнь, — эту систему можно назвать коллективным, или общественным, сознанием. В нас как бы сосуществуют два типа сознания — индивидуальное и коллективное. Индивидуальное сознание представлено состояниями, свойственными лично каждому и характеризующими индивида как личность. Расширение границ личного сознания связано с индивидуальным опытом. Коллективное сознание, напротив, не заимствуется человеком из его непосредственного опыта, а как бы навязывается ему социальной средой.
Опубликовано: Инструментариум. Вып. 7. Такие разные #МЫ. М.: ФЦГП, 2024. С. 47.