Пишем

Малая библиотека больших поэтов

Эта книжная серия может поспорить по популярности только с «Жизнью замечательных людей». Действительно, целая библиотека — единственная отечественная книжная серия, сама имеющая второе и третье издание (Малая выходила даже четвертым изданием).

«Библиотека поэта. Малая серия» — подцикл знаменитой книжной серии «Библиотека поэта». Появилась она в 1935 году, после успеха книг «Библиотеки поэта», начатой в мае 1933 года «Стихотворениями» Г. Державина.

Считается, что «Библиотека поэта» основана Максимом Горьким. Замысел серии был изложен в статье Горького «О Библиотеке поэта», опубликованной 6 декабря 1931 года одновременно в «Правде» и «Известиях». «„Библиотека поэта“, — говорится в статье, — ставит целью своей познакомить молодежь с историей русской поэзии и дать начинающим поэтам материал для технической учёбы».\1 Соответственно, для публикации отбирались произведения поэтов, чья жизнь окончилась задолго до появления советского книгоиздания. (Известен лишь один случай, когда в серии вышел том стихотворений живого на момент издания поэта — им оказался советский поэт М. Исаковский; впрочем, попасть в классики это ему не помогло.)

Однако развитие серии пошло не совсем так, как предполагал Горький. Члены редакционной коллегии (И. Груздев, Б. Пастернак, В. Саянов, А. Селивановский, Н. Тихонов, Ю. Тынянов) приняли решение публиковать прежде всего выверенные с научной точки зрения поэтические тексты поэтов XVIII века, а не XIX, как было прокламировано Горьким во вступительной статье. Собрание стихотворений Дениса Давыдова (1933) и поэтов «Искры» не спасли ситуации: это не были поэты первого ряда, на творчестве которых и должны были, по мысли Максима Горького, осваивать стихотворную технику молодые поэты советской страны.

Разгневанный Горький решил передать «Библиотеку поэта» в любое другое издательство, прежде всего в издательство «Academia». Но выход был найден: члены редколлегии разделили «Библиотеки поэта» на две серии — Большую и Малую.

«История “Библиотеки поэта” — выразительное подобие истории русской филологии (да и культуры) последних 70 лет, — писал литературовед Андрей Немзер. — Придуманная Тыняновым и благословлённая Горьким, серия была допустимым излишеством идеологической системы. В томах её первого — довоенного — издания гротескно уживались мощная историко-литературная мысль и обязательный яд советчины».\2

До войны серия довольно успешно развивалась: с каждым годом ширился список представленных поэтов, охватывались все новые и новые эпохи, национальные литературы, содружества и объединения поэтов, виды и жанры поэтического творчества. Первой книгой в серии стал «Русский фольклор. Эпическая поэзия» под общей редакцией М. Азадовского. За ним последовали сборники крестьянской лирики и силлабической поэзии XVII – XVIII веков, несколько выпусков стихотворений поэтов XVIII, начатый томом Тредиаковского, затем составители перешли к XIX веку — и так, последовательно серия создавала для молодёжи картину великой русской поэзии, вовсе не ограничивавшейся современной читателю лирикой.

Первое издание Малой серии «Библиотеки поэта» (1935 – 1942) составило 62 тома русской лирики, к которым добавились три переводные книги — «Стихотворения» Тараса Шевченко (1939), сборник произведений А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили (1941) и «Стихотворения» Ивана Франко (1941).

Во время войны книги не выходили, в годы позднего сталинизма серия была по сути задавлена.

В годы оттепели синие томики Малой серии «Библиотеки» (впоследствии ставшие зелёными) становились для многих глотком свежего воздуха: «прорывные» книги модернистов (классиков XX века), тома Заболоцкого, Пастернака, Клюева, Волошина, Цветаевой, наконец Ахматовой…

Книги Большой серии представляли собой скорее научные издания, с полным и выверенным научным аппаратом, подробными сносками, академическими предисловиями и комментариями. Они были адресованы специалистам-филологам и литераторам.

Малая же серия была рассчитана на широкую аудиторию – тексты в поэтические тома были отобраны составителем с тем расчётом, чтобы дать читателю возможность познакомиться с лучшими сочинениями, с «избранным из избранного». Книги были меньше по объёму, более дешевые, но и отбор имён в серию был более строгим. Если в Большой серии Бенедиктов, Хомяков или Веневитинов удостаивались отдельного тома, то в Малой они проходили как «второстепенные» и издавались «под одной обложкой с 18 другими». Тексты печатались без «ранних редакций» и «вариантов», но качество текстологической и комментаторской работы оставалось очень высоким. Зачастую это обеспечивалось тем, что с произведениями данного автора в «большом» и «малом» формате работал один и тот же филолог.

Серия выходила в издательстве «Советский писатель», после распада СССР — в правопреемнике его ленинградского отделения под названием «Петербургский писатель». Затем у редколлегии серии появились с ним разногласия, и издание продолжил «Академический проект», под уточнённым названием «Новая библиотека поэта».

В 2000 году Малая серия возродилась после 10-летнего перерыва. Сегодня издания «Новой библиотеки» выпускает издательство Пушкинского Дома и издательство «Вита Нова».

1. Горький М. Собрание сочинений. В 30 тт. М.: ГИХЛ, 1949 – 1955. Т. 26. С. 176.

2. Немзер А. Долги и авансы. Новые поступления в Библиотеку поэта // Ruthenia.ru (Метод доступа: https://www.ruthenia.ru/nemzer/biblioteka_poeta.html)